Глубоководные аппараты "Мир" простаивают из-за недофинансирования - ученый
9 октября 2012 года
Российские глубоководные аппараты "Мир" простаивают из-за недостаточного финансирования со стороны государства, заявил ученый-океанограф Анатолий Сагалевич.
Аппараты "Мир" с глубиной погружения до шести километров входят в состав флота Института океанологии РАН имени Ширшова (ИОРАН). Оба аппарата были построены финской фирмой Rauma-Repola в 1987 году. До 2007 года они были размещены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для работы с "Мирами". В 1991 и 1995 годах "Миры" погружались к легендарному судну "Титаник", которое находится на глубине 3,8 километра. Были проведены уникальные киносъемки, которые вошли в фильм "Титаник" режиссера Джеймса Кэмерона.
Сейчас Анатолий Сагалевич возглавляет лабораторию научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов ИОРАН.
"У "Миров" всегда есть будущее, но никогда не было бюджетного финансирования. Мы 20 лет работаем за счет стороннего финансирования. С 1991 года начался поиск, мы нашли какие-то ниши. Снимали кино, погружались с туристами, но всегда делали "большую" науку. Однако рано или поздно интерес спадает. За границей в какой-то степени интерес снизился из-за кризиса. В то же время у нас государственного финансирования нет, это основная проблема, почему стоят "Миры", - сказал Сагалевич журналистам после выступления на VI научно-практической конференции "Сохранение морского наследия в музеях России" в Калининграде.
По его словам, из-за недофинансирования сейчас аппараты простаивают в ангаре, и ученым приходится искать для них другую работу. В последние годы "Миры" принимали участие в коммерческих проектах: с их помощью океанографы проводили глубоководные исследования на Байкале, изучали экологию Женевского озера. По словам Сагалевича, это были довольно интересные проекты, однако все они были направлены на "выживание" аппаратов.
"Руководство института мало что может. Здесь все зависит от финансирования, которое идет от Академии наук, однако она выделяет очень маленькие средства: 25 миллионов рублей в год на пять судов (флот института) - это практически ничто. Нужно, чтобы наше государство обратилось лицом к науке, это самое главное. Об этом говорят многие ученые. Наука у нас практически не финансируется", - подчеркнул Сагалевич.
Также ученый отметил, что существенной проблемой является тот факт, что в 2007 году аппараты были сняты с судна "Академик Мстислав Келдыш", а само судно руководство Института океанологии РАН сдало в аренду.
"Келдыш" был специально оборудован, чтобы работать с "Мирами". Мы почти двадцать лет работали в океане на зависть американцам, французам, японцам. "Миры" и "Келдыш" всегда были единым целым. Там краны, весь комплекс - все разработано специально под "Миры". И ставить их на другие суда было бы неправильным", - считает ученый.
По его словам, сейчас в планах института - кругосветное путешествие по так называемым геотермальным точкам Мирового океана. Это наиболее активные зоны океанического дна - они могут дать очень много информации, подчеркнул ученый.
"Кругосветка" требует вложений. Нужно 50 миллионов евро на два с половиной года - и два аппарата будут заняты глобальным проектом, который принесет массу знаний. Это для растущей нашей смены, молодежи, это очень большое дело. Можно привлечь студентов, молодых ученых. Это даст большой толчок для нашей науки. Пока же получается так, что аппараты стоят, и здесь мы ничего не можем сделать", - заявил Сагалевич.
В этом году знаменитым аппаратам исполнилось 25 лет, и за эти годы ученые совершили с их помощью почти 2 тысячи погружений на океаническое дно. По итогам было написано 18 монографий, более 800 статей, защищены десять докторских и шесть кандидатских диссертаций. Сагалевич подчеркнул, что "Миры" дали толчок к развитию целого научного направления, и сейчас их "простой" может привести к его ликвидации.
"Мы за эти годы, особенно в 90-е, потеряли полкоманды. У меня ушло четыре сертифицированных пилота высокой квалификации. Кто будет работать за 15-20 тысяч рублей? Это зарплата пилота, когда мы "стоим". Сейчас я прилагаю все усилия, чтобы на будущий год мы вышли в экспедицию. Спланировать финансирование на 2014 год, скажем, на "кругосветку", вполне можно. В следующем году можно было бы перебиться каким-нибудь зарубежным проектом", - сказал океанограф.
Он отметил, что сейчас ученые вновь получили предложение работать на "Титанике" - и от кинокомпаний, и от журнала - National Geographic", который хочет сделать фотомозаику всего, что происходит сейчас на затонувшем судне.
"Мирам" исполнилось 25 лет - и они еще столько же проработают. Это молодые аппараты. Мы уже испытывались прочность корпусов. Там никаких отклонений нет того, что было при их создании. Сейчас подобный аппарат создали в Китае, также готовятся ввести в эксплуатацию глубоководный аппарат американцы. Но все это будут аппараты одного класса. Поэтому я бы не стал говорить об опережении. А, скорей бы, сказал бы о занятости - кто сможет ее обеспечить, тот и будет лидером в глубоководных исследованиях", - сказал ученый.