Остаток сверхновой в Магеллановом облаке "работает" на титановом "горючем" - астрофизики
18 октября 2012 года

Российские астрофизики с помощью данных космического телескопа "Интеграл" доказали, что остаток сверхновой звезды 1987A в Большом Магеллановом облаке получает энергию благодаря термоядерной реакции с участием титана.

Элементы тяжелее углерода и кислорода во Вселенной образуются только в процессе реакций синтеза при взрывах сверхновых. Именно взрывы сверхновых, обогатившие межзвездную среду кремнием, кальцием, железом, другими элементами этой группы, сделали возможным образование планет земного типа и зарождение жизни.

Теоретические модели процессов, идущих после взрыва сверхновых, предсказывали, что большая часть энергии в остатках сверхновой в течение первых нескольких лет выделяется за счет распада кобальта-56 и кобальта-57. Вслед за этим остаток сверхновой "переключается" на реакцию распада титана-44 в стабильный изотоп кальций-44.

Однако до сих пор явные следы реакции с участием титана наблюдались в спектре только одной сверхновой в нашей Галактике - Кассиопеи A.

Астрофизики Сергей Гребенев из Института космических исследований РАН и его коллеги описали в статье, опубликованной в журнале Nature, результаты наблюдений сверхновой SNR 1987A, вспыхнувшей в 1987 году в соседней с нами галактике - в Большом Магеллановом облаке, которая стала единственной близкой (160 тысяч световых лет) и яркой сверхновой, наблюдавшейся человечеством за последние 450 лет.

Авторы статьи с помощью космического телескопа "Интеграл" обнаружили в жестком рентгеновском излучении остатка сверхновой линии радиоактивного распада титана-44 на энергиях 67,9 и 78,4 килоэлектронвольт. Результат был получен путем изучения данных, собранных во время сверхдолгих наблюдений Большого Магелланова облака обсерваторией "Интеграл" в 2003-2011 годах.

"Измеренные потоки излучения на этих энергиях свидетельствуют, что энергия распада (титана-44) оказывается достаточной, чтобы снабжать остаток сверхновой в последнее время. Мы оцениваем начальную массу титана-44 в 3,1*10^-4 массы Солнца (примерно в 103 раза больше массы Земли), что близко к верхней границе теоретически предсказанного интервала значений", - пишут ученые.

Расчеты показывали, что масса титана в этой сверхновой должна быть примерно в полтора-три раза меньше - около 1*10^-4 масс Солнца. Это несоответствие может свидетельствовать как о не совсем обычном режиме взрыва сверхновой, так и о несовершенстве теоретической модели, отмечается в сообщении пресс-службы ИКИ РАН.