Люди научились делать копья на 14 тыс лет раньше, чем считалось ранее
7 ноября 2012 года

Антропологи обнаружили в южной части ЮАР несколько наконечников копий, захороненных под землей примерно 71 тысячу лет назад, что на 14 тысяч лет отодвигает дату изобретения этих орудий труда нашими предками, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Как говорится, мал золотник, да дорог. Когда мы начали находить эти небольшие, но хорошо изготовленные орудия труда, мы были рады, что мы не выкинули, а сохранили и изучили даже самые небольшие фрагменты камней. При менее аккуратных раскопках, эти микролиты (миниатюрные каменные орудия труда) были бы просто выкинуты или никогда не изучены в лабораториях", - пояснил один из авторов статьи Кайл Браун (Kyle Brown) из университета города Кейптаун (ЮАР).

Группа палеоантропологов под руководством Кертиса Марина (Curtis Marean) из университета штата Аризона в городе Тусон (США) проводит раскопки в системе прибрежных пещер Пиннэкл Поинт на юге Южно-Африканской Республики, неподалеку от курортного города Моссел-Бэй.

Здесь авторы статьи обнаружили останки Homo sapiens, чей возраст приближался к 100 тысячам лет, что породило гипотезу о южной Африке как родине человечества. В последствие ученые нашли в этих пещерах другие следы людей - коричневую краску охру, примитивные орудия труда, а также пепелища очагов.

В своей новой статье Марин и его коллеги описывают результаты раскопок в той части Пиннэкл Поинт, отложения в которой начали формироваться 90 тысяч лет назад и закончили этот процесс примерно 50 тысяч лет назад. Этот слой, получивший индекс PP5-6, чрезвычайно богат на артефакты, оставленные человеком - за девять сезонов раскопок ученым удалось извлечь из него и каталогизировать свыше 200 тысяч орудий труда и других "следов" человечества.

Внимание исследователей привлекли микроскопические фрагменты камня, на поверхности которых присутствовали следы обработки. Ученые изучили их структуру и пришли к выводу, что они представляют собой миниатюрные наконечники копий - микролиты, которые древние люди вставляли в специальный паз на древке орудия труда.

Палеоантропологи попытались вычислить возраст этих артефактов, оценив долю радиоактивных изотопов урана и некоторых других редкоземельных металлов в окружавших их осадочных породах. По их расчетам, самые древние копья были погребены на дне пещеры примерно 71 тысячу лет назад.

Это открытие удивило ученых - возраст предыдущих "рекордсменов", останков копий из пещер Мамба в Танзании и отложений в ущелье Олдувай, составляет всего 57-62 тысячи лет. Это означает, что жители Пиннэкл Поинт освоили технику изготовления микролитов примерно на 14 тысяч лет раньше, чем их северные родственники.

Как полагают ученые, "продвинутая" техника изготовления копий помогла кроманьонцам победить в конкурентной борьбе с неандертальцами в Европе. По их словам, неандертальцы не умели изготовлять метательные орудия труда, или же не могли эффективно пользоваться ими из-за особенностей анатомии.

"Когда африканцы покинули свою родину и проникли на территорию неандертальцев, у них были копья с большим "убойным радиусом", и, по всей видимости, наши древние предки были более "командными" игроками по сравнению с аборигенами Европы. По всей видимости, они были причиной вымирания многих видов животных и наших "кузенов"-неандертальцев", - заключает Марин.