Сверхмассивная черная дыра удвоила рекорд массы небесного тела
28 ноября 2012 года

Черная дыра в центре галактики NGC 1277, удаленной от нас на 228 миллионов световых лет в созвездии Персея, примерно в 20 миллиардов раз тяжелее массы нашего Солнца, что по сути удваивает рекорд, установленный предыдущим "тяжеловесом" - черной дырой в галактике NGC 4889, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature.

Cчитается, что в центре большинства массивных галактик существует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Наблюдения за искривлением пространства вокруг них позволяют говорить о том, что типичная масса сверхмассивных черных дыр находится в диапазоне от миллиона до нескольких миллиардов масс Солнца. Самым тяжелым объектом такого рода считалась черная дыра в галактике NGC 4889, чья масса составляет 9,8 миллиарда солнечных масс.

Группа астрономов под руководством Ремко ван ден Боша (Remco van den Bosch) из Института астрономии Общества Макса Планка в Гейдельберге (Германия) смогла побить этот рекорд, изучая снимки, полученные при помощи инфракрасного спектрометра в составе телескопа Хобби-Эберли в американской обсерватории Макдональда.

Авторы статьи наблюдали за ночным небом в созвездии Персея, пытаясь найти сверхмассивные черные дыры в близких к нам галактиках. Для этого ученые вычисляли скорости движения звезд в центре и других частях "звездных мегаполисов" и вычисляли разницу между ними. Как правило, звезды, захваченные в гравитационные "объятия" черной дыры, движутся быстрее других светил в галактике. Это позволяет ученым находить черные дыры в далеких галактиках и измерять некоторые их свойства, в том числе и массу.

В общей сложности Ван ден Бош и его коллеги изучили около 700 галактик, расположенных в относительной близости от Млечного Пути. Их внимание привлекла небольшая галактика NGC 1277, в центре которой, судя по скорости движения звезд, обитала черная дыра-супертяжеловес.

Ученые проанализировали снимки галактики и пришли к выводу, что данная черная дыра содержит в себе огромное количество материи - от 14 до 20 миллиардов масс Солнца. Это делает черную дыру в центре NGC 1277 самым массивным небесным телом, известным человечеству.

По словам астрономов, открытие черной дыры преподнесло им еще один сюрприз. Как правило, сверхмассивные черные дыры в центрах галактик содержат в себе около 0,1% от общей массы "звездного мегаполиса".

Черная дыра в NGC 1277 оказалась намного больше - она содержит свыше 14% от массы галактики. Ученые полагают, что она содержит в себе больше половины массы балджа - центральной, наиболее плотной части галактики.

"Это действительно очень странная галактика. Она практически целиком состоит из черной дыры. Может быть, мы открыли первый объект из класса галактик-черных дыры", - заявил один из авторов статьи Карл Гебхардт (Karl Gebhardt) из университета штата Техас в Остине (США).

Как отмечают ученые, им еще предстоит изучить около 100 галактик в созвездии Персея. Вполне возможно, что одна из них таит в себе нового чемпиона среди черных дыр, который побьет рекорд NGC 1277.