Иркутские ученые впервые в России применят беспилотник для геодезических исследований
2 января 2013 года
Иркутские ученые впервые в России в 2013 году начнут исследование сибирских месторождений с помощью беспилотного вертолета, который оснащен лазерным сканером, сообщил заведующий кафедрой маркшейдерского дела и геодезии Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) Анатолий Охотин.
Этот иркутский вуз первым в России закупил уникальный беспилотный вертолет, который оборудован сканером, навигационными системами GPS и ГЛОНАСС. Стоимость аппарата - 15 миллионов рублей.
"Этот аппарат специально собран по нашему проекту в Европе. Лазерная сканирующая головка, к примеру, была заказана в австрийской фирме Riegl, силовая установка - в Швейцарии. Наш университет, по сути, первый, кто решил использовать беспилотник для изучения месторождений", - сказал агентству ученый.
Первые полеты беспилотника состоятся весной.
Ранее НИ ИрГТУ выполнял проекты в сфере геодезии для крупнейших недропользователей Сибири: "Газпрома" (Чиканское газовое месторождение), СУЭК (месторождения угля), ВЧНГ, "Руссдрагмета" (Тасеевское золоторудное месторождение), "Бурятзолота", Приаргунского производственного горно-химического объединения (урановые рудники), АЛРОСА.
Геодезические работы (они необходимы для дальнейшей геологоразведки и строительства ГОКов) в таких случаях проводятся либо с земли, либо с помощью вертолета Ми-8 или самолета Ан-2.
Но, по словам Охотина, беспилотник дешевле в эксплуатации. Обычный вертолет потребляет 800 литров топлива в час, Ан-2 - 150 литров, вертолет ИрГТУ - семь литров в час. Беспилотник, который может управляться оператором либо летать автономно по GPS, способен оставаться в воздухе до полутора часов на высоте до 500 метров.
Ученый отметил, что характеристики аппарата позволяют ему работать даже на больших месторождениях, к примеру, Ковыктинском газоконденсатном или на Удокане - медном месторождении. Беспилотник также возможно использовать при поисковых операциях, для мониторинга чрезвычайных ситуаций.
"У нас уже есть первые заказы на проведение инженерно-геодезических изысканий в 2013 году. Мы намерены задействовать наш беспилотник", - сказал Охотин.