Телескоп "Гершель" закрыл "глаза" - ЕКА
29 апреля 2013 года

Европейская космическая обсерватория "Гершель" завершила свою работу - на борту аппарата закончился запас жидкого гелия, необходимого для охлаждения его камер, в мае, после ряда технических проверок, он отправится на гелиоцентрическую "парковочную" орбиту, сообщает Европейское космическое агентство.

На аппарате "Гершель", названном в честь британского астронома Уильяма Гершеля и запущенном на орбиту 14 мая 2009 года, установлен крупнейший и самый мощный инфракрасный телескоп в космосе. Диаметр его зеркала составляет 3,5 метра. Благодаря тому, что его камеры охлаждались жидким гелием, "Гершель" мог улавливать излучение, исходящее от самых холодных объектов Вселенной.

В понедельник днем, во время сеанса связи с "Гершелем" с помощью станции дальней космической связи в западной Австралии, ученые получили данные о том, что весь запас жидкого гелия - 2,5 тысячи литров, которые четыре года медленно испарялись, удерживая температуру камер на уровне 271 градус ниже нуля - исчерпан.

С помощью "Гершеля" ученые провели более 35 тысяч сеансов наблюдений и около 600 наблюдательных программ. Архив данных, собранных телескопом, как надеются ученые, может скрывать в себе множество открытий.

"Гершель" дал нам возможность бросить взгляд на до сих пор скрытую Вселенную, навел нас на ранее невиданные процессы, связанные с рождением звезд и формированием галактик, позволил нам обнаружить следы воды по всей Вселенной - от молекулярных облаков до новорожденных звезд и их протопланетных дисков, и поясов комет", - говорит один из участников проекта Горан Пилбратт (Goeran Pulbratt) из Европейского центра космических исследований и технологий в Рейкьявике (Исландия).