Сибирские ученые расшифровали геном "денисовской" лошади
31 июля 2013 года

Ученые из Института молекулярной и клеточной биологии Сибирского отделения РАН (ИМКБ СО РАН) расшифровали митохондриальную ДНК древней лошади, чьи останки были найдены в Денисовой пещере на Алтае, где ранее были обнаружены останки вымершего вида людей - "денисовцев", живших около 50 тысяч лет назад.

Как сообщает в среду Центр общественных связей СО РАН со ссылкой на сотрудницу института Анну Дружкову, с древней ДНК работать очень сложно, так как она сильно разрушена, фрагменты ее маленькие, с течением времени в ней происходили различные биохимические процессы. Кроме того, в таком геноме можно увидеть ДНК не только той же лошади, но и бактерий, как древних, так и современных, или человека, ведь кость прошла через много рук.

Ученые получили достаточно хорошие результаты: около 30% выявленных последовательностей "ложатся" на геном современного животного. Они смогли собрать полный митохондриальный геном и выяснили, что он принадлежит к одному из гаплотипов, которые можно встретить и в современных популяциях лошадей.

"Мы выполнили полногеномное секвенирование на платформах нового поколения. Попробовали взять древнюю ДНК и посмотреть, что можно сделать, и насколько возможно с ней работать здесь, в Новосибирске", - сказала она.

Дружкова отметила, что эти результаты говорят о том, что предковая форма некоторых из популяций лошадей жила на Алтае, и никуда не исчезла бесследно. Если проанализировать полный геном, то можно выяснить, как часто "следы" древних животных встречаются у современных, посмотреть определенные маркеры и сказать, была ли "денисовская" лошадь той, которую начали одомашнивать или же объектом охоты.

Сейчас ученые запустили новый цикл секвенирования, чтобы собрать полный геном древней лошади. "Если мы будем его знать, то сможем сказать, как она выглядела, посмотреть гены, которые отвечают за определенную масть", - сказала сотрудница ИМКБ СО РАН.