Сыновья "ветреных" мышей пользуются большим успехом у самок
19 ноября 2013 года

Сыновья мышей, спаривавшихся с большим числом самцов во время брачного сезона, обладают более "богатым" набором феромонов по сравнению с детьми матерей-"однолюбов", благодаря чему они пользуются большим успехом у самок, выяснили биологи, опубликовавшие статью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Феромоны - это "язык" мышей. Когда самки обитают в условиях постоянной социальной конкуренции, они "программируют" своих сыновей на приобретение изначального преимущества в этой гонке, заставляя их организм производить много феромонов", - заявил Адам Нельсон из университета Юты в Солт-Лейк-Сити (США).

Нельсон и его коллеги пришли к такому выводу, проследив за тем, как так называемая эпигенетическая память, особый молекулярный механизм, влияющий на "считываемость" генов и другие клеточные процессы, может менять половое поведение мышей. В своем эксперименте биологи сравнили букет феромонов и поведение обычных лабораторных грызунов, живших парами, и "полудиких" мышей, которые выращивались в больших "амбарах" без вмешательства человека.

По замыслу авторов статьи, самкам и самцам в таких колониях приходилось активно искать партнера для размножения и выигрывать в конкуренции с другими особями того же пола. Это должно было отразиться как в их половом поведении, так и в работе их эпигенетической памяти.

Когда мыши в клетках и "амбарах" дали потомство, ученые собрали молодых грызунов, объединили их в пары и позволили им размножаться. Затем ученые сравнили феромоны в моче второго поколения мышей и эпигенетические "метки" на их ДНК. Оказалось, что репродуктивный успех молодого самца во многом зависел от того, в какой среде жила его мать.

Это происходило потому, что конкуренция с другими самками заставляла организм будущей матери "программировать" своих сыновей на успех в размножении, пусть и за счет сокращения длины жизни. Как полагают авторы статьи, подобные процессы могут происходить и среди других млекопитающих, в том числе и людей.