Ученые спорят о "самарских корнях" профессора из "Собачьего сердца"
1 ноября 2013 года

Представители общественности Самары разошлись во мнениях о "самарских корнях" профессора Преображенского, героя повести Михаила Булгакова "Собачье сердце", скульптуру которого хотят поставить в городе.

Краевед Валерий Ерофеев заявил, что возможным прототипом булгаковского персонажа мог быть историк Павел Преображенский, живший в Самаре в первой половине XX века. Другие ученые называют это мифом, так как прямых доказательств теории Ерофеева до сих пор нет.

ПРЕОБРАЖЕНСКИХ БЫЛО ДВА

Доктор филологических наук самарского госуниверситета, краевед Михаил Перепелкин сообщил , что в городе в начале XX века было как минимум два профессора с фамилией "Преображенский".

"Сведения о них содержатся в сборнике "Классика самарского краеведения", изданном в 2006 году в госуниверситете. Первый из них, Преображенский Павел Александрович (1858 - 1942), был историком-краеведом. До революции 1917 года преподавал в самарской духовной семинарии и частной женской гимназии Хардиной, был членом самарской губернской ученой комиссии, а в 1919 году стал профессором самарского университета", - рассказал Перепелкин.

Второй Преображенский, Петр Федорович (1894 - 1941), по данным Перепелкина, был историком античности, этнографом, а также специалистом по истории России конца XIX - начала XX века. Он был профессором самарского университета с 1919 по 1921 годы, а потом - московского университета в 1921-1937 годах.

СЕСТРА БУЛГАКОВА ЖИЛА В САМАРЕ

Сведений о том, является ли кто-то из двух профессоров истинным прототипом булгаковского героя, и знал ли о них писатель, у самарского краеведа Перепелкина нет. Однако он обнаружил еще одну интересную зацепку в связи с Михаилом Булгаковым.

Сборник "Классика самарского краеведения", в котором нашлись сведения о двух Преображенских, также содержит воспоминания историка-академика Михаила Николаевича Тихомирова, который приехал в Самару в 1919 году и работал в местном университете. В это время он занимал должность инспектора по библиотечным делам, и его главной задачей было устройство библиотек в самарском уезде.

Ему помогали Андрей Михайлович Земский с супругой Надеждой Афанасьевной Земской, в девичестве - Булгаковой, родной сестрой писателя, о которой Тихомиров упоминает в воспоминаниях.

"Возможно, Тихомиров был знаком с кем-то из Преображенских и мог поделиться информацией о них с Надеждой Афанасьевной. Можно предположить, что писатель от сестры мог знать про Преображенского. Но пока доказательств нет, и сказать что-либо конкретно сложно", - сказал исследователь.

К тому же, отметил Перепелкин, в те времена фамилия "Преображенский" была очень популярной. Она, как и "Вознесенский" или "Воскресенский", была распространена в семьях священнослужителей.

БУЛГАКОВ МОГ ЗНАТЬ О ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

Другой самарский краевед, член союза журналистов России Валерий Ерофеев считает, что Булгакова могла интересовать фигура только одного из двух упомянутых выше Преображенских - Павла Александровича. Свои изыскания о связи между судьбой реального и литературного профессора краевед изложил в статье "Тот самый профессор Преображенский", опубликованной в августе 2013 года.

По данным Ерофеева, Булгаков мог услышать о Преображенском от педагога-психиатра Александра Петровича Нечаева (1870-1948), под руководством которого Преображенский одно время работал в Самаре. Нечаев при встрече в 1924 году рассказал писателю о злоключениях преподавателя самарского пединститута Павла Преображенского.

Дело в том, что в 1918 году большевики заподозрили педагога в сотрудничестве с белогвардейцами и "чешскими оккупантами". Преображенский отказался выполнять требование большевиков преподавать историю с марксистским уклоном, за что был арестован и провел три месяца в тюрьме. В опубликованной телефонограмме Ленина к Дзержинскому сказано: "Сообщите основания ареста Павла Александровича Преображенского, ... а также сообщите мне, нельзя ли освободить Преображенского на поруки учительскому союзу".

В итоге Преображенский был освобожден и вернулся к преподаванию. "Нет никакого сомнения в том, что Нечаев рассказал Булгакову о самарских злоключениях - как своих, так и Преображенского. И уже в 1925 году Булгаков выпустил в свет свою знаменитую повесть "Собачье сердце", - написал Ерофеев в статье.

По словам краеведа, у реального Преображенского с булгаковским слишком много совпадений - от фамилии до открытой нелюбви к марксизму. Ерофеев предполагает, что если Булгаков знал от Нечаева историю Преображенского, то, работая над "Собачьим сердцем", он создал собирательный литературный образ, которому подарил фамилию одного из "прототипов" и черты характера Нечаева и Преображенского.

Именно Ерофеев выступил на заседании оргкомитета "Культурная Самара" с инициативой установки скульптуры Преображенского. Представители оргкомитета заинтересовались предложением и попросили краеведа в течение трех месяцев предоставить данные, подтверждающие его версию.

"Вряд ли получится найти достоверное подтверждение того, что Нечаев рассказал Булгакову о судьбе Преображенского. В опубликованном интервью, которое Нечаев дал Булгакову, этого нет, а я не присутствовал при их разговоре и не работал так плотно с архивами Булгакова и Преображенского. Поэтому надо поработать более детально", - заявил Ерофеев.

КРАСИВЫЙ МИФ

Советник ректора самарского госуниверситета, завкафедрой российской истории Петр Кабытов, под редакцией которого вышел краеведческий сборник о двух профессорах Преображенских и сестре Булгакова, называет задумку со скульптурой и сюжет, изложенный Ерофеевым, мифом.

"Нужно еще раз внимательно изучить литературное наследие и переписку Михаила Булгакова. Ведь Преображенских было очень много. Наш реальный Преображенский - историк, булгаковский - доктор медицины. Поскольку нет подтверждений слов Ерофеева, его гипотеза - красивый миф", - сказал Кабытов.

Самарский художник Илья Поляков, который занимается современным искусством, раскритиковал идею об установке памятника Преображенскому и в качестве альтернативы предложил пародийный проект городских скульптур из пенопласта.

"Суть в том, чтобы увековечить явления сегодняшнего дня: пенсионерку, собирающую пустые бутылки из мусорки, пьянчужку, клянчащего мелочь у табачного киоска, мужика, справляющего нужду в подворотне. Мне кажется, такие "памятники" имели бы большее назидательное значение, чем фигуры героев книг и кино", - сказал Поляков.

Как бы там ни было, краевед Ерофеев намерен закончить свои архивные работы. И если он найдет документальное подтверждение своей теории, скульптура будет изготовлена и установлена, убеждены представители оргкомитета "КультСамара".