Американские ученые составили "углеродный портрет" участков Северного ледовитого океана
23 мая 2012 года

Ученые впервые для Северного Ледовитого океана сделали комплексный анализ содержания углерода, определив, сколько органики попадает на разные глубины и из каких источников - по мнению исследователей, это может помочь предсказать реакцию экосистем на дальнейшее потепление арктических вод, сообщает сайт океанографического института Вудс Холл (WHOI).

Результаты исследования опубликованы в журнале Biogeosciences.

"Если потепление вод Северного Ледовитого океана продолжится, как прогнозируют большинство климатологов, углеродные циклы в воде могут существенно измениться", - сказал руководитель исследования, сотрудник WHOI Дэвид Гриффит (David Griffith), чьи слова приводятся в сообщении.

Ученые отобрали пробы углеродосодержащих веществ - от органического углерода до углекислого газа (CO2), растворенного в воде. Исследования проводились с борта канадского ледокола Louis S. St. Laurent, к северо-западу от побережья страны. В двух областях Канадского бассейна экспедиция взяла пробы с 24 глубин, максимальная из которых составила около 3,8 тысячи метров. Как пояснил Гриффит, необходимость брать пробы с разных глубин и с такой частотой объясняется тем, что водные массы Северного Ледовитого океана четко разделены на слои, разные по своим температурным характеристикам, а также по содержанию углерода в разных формах. Согласно упрощенной схеме, на поверхности расположен слой, в который попадает пресная вода из рек и ледников, ниже - слой холодных вод из Тихого океана, под ним - теплые воды Атлантики с высокой соленостью, которые постепенно замещают самый нижний, придонный слой.

По соотношению разных изотопов углерода, содержащихся в каждом образце, ученые могут установить, откуда в воде берется органика и когда она туда попала. Первое можно установить с помощью изотопа С-13, количество которого показывает, откуда взялась вода: из морской среды, океанического льда или с суши. Время, когда органика попала в воду, определяют по радиоактивному изотопу С-14.

"Механизм круговорота углерода в арктических водах, недостаточно изучен, однако это очень важно для понимания работы океанических экосистем", - сказал Гриффит.