Годовалые дети получают удовольствие, даря подарки друзьям, выяснили ученые
20 июня 2012 года
Годовалые дети способны без сожаления расставаться с дорогими им предметами и дарить их своим друзьям - при этом сам акт "меценатства" приносит им больше удовольствия, чем получение этого же предмета в качестве подарка, заявляют канадские психологи в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
"Большинство людей привыкло считать, что все дети ясельного возраста являются абсолютными эгоистами по своей природе. Наше исследование показало, что дети на самом деле чувствуют себя более счастливыми в том случае, если они дарят подарки, а не получают их", - заявила руководитель группы психологов Лара Акнин (Lara Aknin) из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада).
ДЕТСКИЙ ЭГОИЗМ
Акнин и ее коллеги проверили, способны ли годовалые дети радоваться альтруистическим поступкам, наблюдая за реакцией малышей при "общении" с мягкой игрушкой, действиями которой управляли сами исследователи.
Как отмечают психологи, ранее считалось, что дети начинают демонстрировать первые проявления альтруизма в возрасте двух лет, а чувство справедливости у них "прорезается" к 6-7 годам. В октябре 2011 года другая группа исследователей под руководством Джессики Соммервилль смогла доказать, что дети способны на альтруистические поступки уже в возрасте 15 месяцев. Тем не менее, остается непонятной их мотивация и то, какие чувства они испытывают в тот момент, когда дарят свои игрушки или делятся пищей со сверстниками и взрослыми.
Группа психологов под руководством Акнин исследовали это при помощи несложного психологического эксперимента. Они набрали группу из нескольких десятков пар добровольцев - родителей и их годовалых детей, посадили их в комнату и записывали все действия ребенка на камеру. Во время эксперимента психолог заходил в комнату вместе с мягкой игрушкой, садился за стол и начинал диалог с ребенком от лица плюшевого зверя.
МАЛЫШИ-АЛЬТРУИСТЫ
Психолог знакомился с ребенком и заявлял, что любит кушать крекеры или другие виды лакомств. Ученый-кукловод ставил на стол миску с печеньем и игрушка "съедала" их. Как отмечают исследователи, у сосуда с печеньками было двойное дно, благодаря чему ребенку казалось, что игрушка действительно съедает лакомство.
Затем психологи объясняли своим подопечным, что количество печенек ограничено и выдали им небольшое количество лакомства. Через некоторое время на столе появлялась другая игрушка, которая тоже заявляла, что любит кушать печеньки и просила поделиться крекерами. Здесь у подопечных Акнин и ее коллег был выбор - поделиться с игрушкой из своих запасов печенек, взять несколько "случайно найденных" крекеров из рук экспериментатора или отказаться помогать игрушке.
В это время за реакцией детей наблюдали два специально обученных ассистента, которые не знали о сути эксперимента и просто оценивали "счастливость" ребенка по семибалльной шкале. После завершения ролевой игры ученые проанализировали результаты и подвели итоги эксперимента.
Оказалось, что дети не только делились печеньками с игрушкой, но и радовались больше в тех случаях, когда они дарили им печеньки из своих запасов. Как полагают ученые, это указывает на то, что дети делились своими крекерами ради эмоционального удовольствия, а не из-за меркантильных интересов или любых других причин.
По словам ученых, данный факт может объяснить то, почему взрослые люди склонны помогать не только своим родственникам и друзьям, но и совершенно незнакомым людям.