Военного джихада в России нет и быть не может - исламские ученые
1 июня 2012 года
В России нет военного джихада и никаких оснований для него, заявили мусульманские деятели в пятницу в по итогам международной конференции "Исламская доктрина против радикализма".
Крупные исламские ученые мирового уровня из 23 стран съехались на этой неделе на двухдневный форум в Москву и приняли Московскую богословскую декларацию по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата. Документ, названный "историческим", опубликован на сайте одного из организаторов конференции - российского научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя - Умеренность" http://www.wasatiya.ru.
"Там дается подробное определение джихада. И говорится о том, что только правитель может принимать решение о джихаде, что военный джихад не может быть целью, а только средством... В России нет джихада - для военного джихада в России условий нет, ни в одном регионе, ни в одной республике, ни на федеральном уровне", - сказал на пресс-конференции в руководитель научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя - Умеренность", доктор философских наук Али Вячеслав Полосин.
По его словам, в широком понимании джихад - это "любое усердствование" во исполнении воли Всевышнего, так Пророк пояснил одному юноше, что его джихад - помогать родителям. А журналистам подходит фраза "джихад пера", сказал Полосин.
"Московская богословская декларация обращена к широкому мусульманскому обществу, в первую очередь, к молодежи, к тем, кто находится в сомнениях, в поисках истины, к тем, кто видит в сепаратистах "Робин Гудов", к тем, кто еще недалеко ушел на опасном пути радикализма... Эти люди нуждаются в том, чтобы им дали богословские аргументы: почему этот путь - запретный. Нам важно показать, что для мусульманина является абсолютным харамом (запретом), когда кого-то взрывают, когда стреляют из-за угла и так далее", - добавил Полосин.
Он считает также, что "богобоязненный мусульманин никогда не нанесет вреда ни христианину, ни иудею".
"Никакого джихада нет (в России) - и воевать они не имеют права. Каждому мусульманину предоставляется возможность выполнять пять столпов ислама, никто их не преследует", - заявил депутат Госдумы, руководитель комиссии при главе Дагестана по адаптации к мирной жизни лиц, прекративших террористическую и экстремистскую деятельность, Ризван Курбанов.
По его словам, экстремистские действия сепаратистов далеки от религии, "это самый настоящий фашизм", а "идеология сепаратистских сайтов уже обошла идеологию фашизма". Он привел в пример случаи, когда людей зомбируют и толкают на убийства - убеждая, что это якобы и есть джихад, который открывает ворота в рай. "Идет катастрофическое зомбирование", - резюмировал депутат.
Молодой исламовед, кандидат политических наук Ринат Мухаметов напомнил, что мусульманское сообщество управляется не иерархическими структурами, а богословскими авторитетами. Поэтому прошедшая в Москве международная конференция улемов (богословских авторитетов) с мировым именем имеет большое политическое значение для стабильности в России.
"Мусульманское сообщество России дестабилизировано. Собственной богословской школы за 20 лет не сложилось - и авторитетных, на мировом уровне, богословов у нас нет. Следовательно молодежь прислушивается к голосу из-за рубежа. И то, что авторитеты мирового уровня приехали в Россию и разъяснили понятия джихада, халифата, такфира применительно к России, безусловно, способствует стабилизации", - убежден Мухаметов.
ДЕКЛАРАЦИЯ
Московская богословская декларация подготовлена заместителем главы Международного союза исламских ученых шейхом Абдаллой бин Байя и переведена с арабского. Ее первая часть посвящена запрету на кровопролитие.
"Аллах указал на то, что насилие по отношению к одному человеку является насилием по отношению ко всем людям. Всевышний, хвала Ему, сказал: "Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех" (сура "Трапеза", аят 32)", - гласит декларация исламских богословов.
Согласно документу, "сохранение душ и крови, запрет на причинение им ущерба и на кровопролитие по ложной причине являются общим знаменателем всех божественных и ниспосланных ранее законов".
Наибольшая часть декларации трактует понятие "джихад" как "следование правильным путем, сознательные и благоразумные деяния".
"Джихад убеждал народы в массовом порядке уверовать в Аллаха. Джихад никогда не был направлен на порабощение народов или на истощение природных ресурсов", - сказано в документе. Джихад - это не "разрушительный проект" или "план мести". Это понятие включает ряд критериев, призванных "сохранить цивилизационную роль джихада в исламе".
Мусульманские богословы отметили, что "сводить понятие джихада только к ведению войны, не учитывая при этом другие компоненты смысла этого понятия, неправомерно" - "такой подход зачастую становится поводом для клеветнических и неуместных измышлений". "В ранние времена ислама предписывалось вести мирный джихад, в том числе джихад души, заключавшийся в повиновении Аллаху. Об этом говорят хадисы", - поясняет декларация.
В ней сказано также, что "джихад (в истинном значении этого слова) является важным средством следования людей прямым путем к истине и к служению Богу". "Следование людей прямым путем является благородной целью и высоким устремлением людей, взывающих к Аллаху. И наконец, следование прямым путем выше военного джихада, так как цель выше средств. Если же средства противоречат цели, предпочтение отдается цели", - сказано в документе.
Принявшие декларацию богословы мирового уровня убеждены, что "джихад должен осуществляться только на пути Аллаха (согласно шариату: правовым нормам мусульманского государства) и не должен превращаться в смуту". "Если же он вызывает смуту, превращается в подстрекательство, приводящее к прекращению проповеди ислама, если он уводит людей от истины, отпугивает и отдаляет молодежь от чистой проповеди религии, то это означает, что джихад не выполняет своего высочайшего предназначения (не является по сути джихадом). Такой джихад следует прекратить и отказаться от него", - подчеркнули мусульманские ученые.
Декларация касается также вопросов такфира (объявлении о неверии кого-то), отношения к иноверцам, халифата.
В частности, улемы предупреждают, что "необдуманность в такфире" является "большим злом и огромной опасностью". "Сколько бед, пагубных последствий и печальных результатов принесло умме (мусульманам) это явление! Не должны проявлять поспешности в этом вопросе те, кто имеет хотя бы минимум богобоязненности и хотя бы небольшие знания, кто сохраняет спокойствие духа", - сказано в декларации.
ИМЕНИТЫЕ УЧАСТНИКИ ФОРУМА
В конференции "Исламская доктрина против радикализма" в Москве приняли участие сотни гостей, в частности, ведущие исламские богословы из Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Марокко, Иордании, Туниса, Бахрейна, Ирака, Египта, Ливана, Мавритании, Судана, Афганистана, Турции, Ирана, Албании, Швейцарии, Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Азербайджана, а также российские муфтии, представляющие подавляющее большинство регионов страны.
Среди наиболее известных гостей: генсек Международного союза исламских ученых, доктор Али аль-Карадаги, зампредседателя Международного союза исламских ученых доктор Абдуллах бин Байя, муфтий Ливана Мухаммад Рашид Кабани, министр по делам религий Туниса доктор Нуруддин аль-Хадмий, первый замминистра по делам ислама и вакфов Кувейта, президент Международного центра "Аль-Васатыйя" доктор Адель аль-Фалях, генсек Международного комитета изучения Корана доктор Абдулла Басфар, руководитель суннитского Аппарата по делам вакфов Ирака доктор Ахмад ас-Самараий.
С российской стороны в форуме участвовали главы и представители всех централизованных мусульманских структур: председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, председатель Российской ассоциации исламского согласия муфтий Мухаммад Рахимов, зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Альбир Крганов.
Региональные духовные структуры мусульман были представлены, в частности, председателем Совета алимов Чеченской республики Хож-Ахмедом Кадыровым, главами Духовных управлений мусульман Азиатской части России Нафигуллой Ашировым, Саратовской области Мукаддасом Бибарсовым, Дагестана Ахмадом Абдуллаевым, Чечни Султаном Мирзаевым, Ингушетии Исой Хамхоевым, Северной Осетии Хаджимурадом Гацаловым, Тюменской области Фатыхом Гарифуллиным.