Предки индейцев переселились в Америку в три волны миграции
11 июля 2012 года

Современные индейцы Северной и Южной Америки не имеют общего предка - их "дальние родственники" переселились на территорию Нового света по перешейку между современной Чукоткой и Аляской в ходе трех волн миграции, участники которых заняли разные части континентов, заявляют ученые, в числе которых российские специалисты, в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Многие годы мы дискутировали, была ли заселена Америка в результате одной или нескольких миграций из Сибири. Наше исследование подводит черту под этим спором - индейцы являются потомками сразу нескольких волн переселенцев. Кроме того, мы выяснили некоторые детали истории расселения человека по территории Нового света", - пояснил руководитель группы Андрес Руис-Линарес (Andres Ruiz-Linares) из университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Руис-Линарес и его коллеги, в том числе российские ученые Людмила Осипова и Рэм Сукерник из Института цитологии и генетики и Института молекулярной и клеточной биологии Сибирского отделения РАН в Новосибирске, а также Сардана Федорова из Северо-Восточного федерального университета в Якутске, пришли к такому выводу, расшифровав и сопоставив геномы 52 групп американских индейцев и 17 сибирских этносов, считающихся ближайшими родственниками аборигенов Нового света.

В своей работе ученые получили "виртуальные копии" ДНК около 500 индейцев и 250 жителей Сибири и выделили в них примерно 360 тысяч однонуклеотидных полиморфизмов - отличий в одну букву ДНК. Затем они сравнили наборы полиморфизмов и использовали полученные данные для составления "родословной" индейцев Северной и Южной Америки.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Оказалось, что большая часть аборигенов Нового света происходит от одной древнейшей линии мигрантов, первой проникшей на территорию Северной Америки. Генетики назвали эту популяцию "первой американской".

С другой стороны, геномы некоторых других групп аборигенов, в том числе эскимосов, алеутов и нескольких канадских племен индейцев, содержат в себе вкрапления ДНК представителей более поздних волн миграции. Так, эскимосы и алеуты унаследовали половину генома от людей из "первой американской" популяции, а остальную часть - от мигрантов второй волны. Канадские индейцы, разговаривающие на языке "на-дене", сохранили примерно 10% ДНК от представителей третьей волны миграции.

"Существует как минимум три древних рода индейцев. Самая древняя из них - "первая американская" - больше всего удалена генетически от азиатских предков индейцев, тогда как эскимосо-алеутская и канадская линии оказались несколько ближе к современным жителям Азии", - пояснил один из авторов статьи Дэвид Рейч (David Reich) из Гарвардской медицинской школы в Бостоне (США).

Кроме того, генетики смогли проследить за распространением предков индейцев по Северной Америке, сравнивая небольшие различия в полиморфизмах в геномах их потомков.

По словам Руиса-Линареса и его коллег, в процессе расселения древние аборигены мигрировали вдоль западного побережья Северной Америки, практически не забредая вглубь континента. Часть мигрантов оседала на уже освоенных территориях и двигалась на восток, теряя контакты со своими бывшими соплеменниками.

Как правило, "новорожденные" племена индейцев редко контактировали со своими соседями, что отражалось в минимальном смешении генов. Были и заметные исключения из этой закономерности - геном жителей современной Панамы содержит в себе "следы" индейцев Северной и Южной Америки, а ДНК российских чукчей - кусочки генетического материала эскимосов и алеутов.