Следы "обеда" уникальной черной дыры помогли ученым уточнить ее массу
5 июля 2012 года

Радиоследы "обеда" уникальной черной дыры HLX-1 позволили астрофизикам уточнить вес этого объекта - от 9 до 90 тысяч солнечных масс - это подтвердило, что HLX-1 является единственной известной "черной дырой среднего веса", говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

В центре большинства массивных галактик существует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Считается, что масса сверхмассивных черных дыр достигает миллиона или нескольких миллиардов масс Солнца. Многие астрофизики полагают, что галактические "тяжеловесы" возникают в результате слияния нескольких черных дыр промежуточных размеров с массой в несколько десятков или сотен тысяч солнечных.

Группа астрономов под руководством Шона Фарелла (Sean Farell) из Института астрономии в Сиднее (Австралия) наблюдает за единственной известной черной дырой средних размеров HLX-1 с середины первого десятилетия 21 века. В июле 2009 года ученые объявили о существовании этого объекта, а в феврале 2012 - опубликовали некоторые детали его истории.

Авторы открытия назвали обнаруженный объект HLX-1 (Hyper-Luminous X-ray source 1 - "очень яркий источник рентгеновских лучей - 1"). Он находится на расстоянии в 290 миллионов световых лет от Земли неподалеку от галактики ESO 243-49. Интенсивность рентгеновского излучения, испускаемого засасываемой черной дырой материей, в 260 миллионов раз превышает интенсивность солнечной радиации.

В сентябре 2010 года Фарелл и его коллеги наблюдали за черной дырой при помощи австралийской радиообсерватории ATCA и орбитального телескопа Swift. Астрофизики зафиксировали резкую активизацию HLX-1 в середине месяца, которая началась 13 сентября и продолжалась в течение нескольких дней.

Как предполагают ученые, черная дыра "пробудилась" после того, как на нее упали останки твердого каменистого тела или плотное облако газа. Часть материи была поглощена, а остатки были выброшены в виде джета - струи плазмы, двигающейся с околосветовой скоростью. Разогретые частицы джета излучают в радио- и рентгеновском диапазоне и часть этого излучения попала в телескопы ATCA и Swift.

По словам ученых, мощность и другие параметры этого излучения зависят от размеров черной дыры. Авторы статьи воспользовались этим и использовали полученные данные об излучении HLX-1 для уточнения массы данного объекта. По предыдущим оценкам, минимальный вес HLX-1 должен был составлять примерно 500 солнечных масс.

Оказалось, что черная дыра весит намного больше, чем считалось ранее. По расчетам Фарелла и его коллег, HLX-1 содержит в себе от 9 до 90 тысяч масс Солнца. Это подтверждает, что данный объект принадлежит к классу черных дыр средних размеров, а не является "обычной" черной дырой с аномально высокой массой.