Водохранилища не виноваты в трагедии на Кубани, но появились новые версии ЧС
13 июля 2012 года
Комиссия Росводресурсов уверена, что водохранилища не усугубили последствия стихийного паводка на Кубани, но остальные версии развития событий еще предстоит проверить.
Сразу после затопления города Крымска на Кубани родилась версия о прорыве или аварийном спуске во время ливня Неберджаевского водохранилища, расположенного выше города. По мнению некоторых экологов и местных жителей, гигантская волна не могла возникнуть сама собой, а была вызвана проблемами в системе эксплуатации водохранилища. Так как подтопленными также оказались Новороссийск и Геленджик, то вместе с Неберджаевским под подозрением оказалась вся система кубанских водохранилищ.
Однако, сами экологи после осмотра Неберджаевского водохранилища, пришли к выводу, что никакого прорыва не было.
Между тем, точку в этом вопросе поставила руководитель Федерального агентства водных ресурсов Марина Селиверстова. По итогам работы комиссии ведомства, она заявила, что водохранилища или другие объекты водно-хозяйственного комплекса не были причиной катастрофических последствий стихийного паводка на Кубани. Более того, как уточнила Селиверстова, водные объекты собрали большое количество воды и смягчили удар.
"Межведомственная оперативная группа пришла к выводу, что все водохранилища противопаводковой защиты Кубани выполнили свою защитную функцию, они в полном объеме приняли на себя ту нагрузку по осадкам, которая была, являясь приемником паводковых вод", - уточнила глава Росводресурсов.
ДОМА У ВОДЫ
Минприроды в середине недели привело данные Росприроднадзора. По оценкам природоохранного ведомства, застройка паводкоопасных территорий усугубила последствия паводка.
Эту версию поддержал представитель Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин. По его мнению, ряды домов сыграли роль рукотворных ущелий: попав в них, вода не могла разлиться, а вынуждена была идти вверх. По оценкам Кокорина, 80% последствий паводка можно отнести к природному явлению, но за 20% ответственны люди.
ВЕРСИИ НА ПРОВЕРКУ
Копилка версий катастрофы к концу недели пополнилась сразу двумя предположениями.
По мнению заведующего лабораторией дистанционного зондирования Земли из космоса Института географии РАН Льва Десинова, решающий вклад в трагическое развитие событий внес автомобильный мост. Согласно Десинову, проем моста, забившись мусором, несшимся в потоке воды, образовал своеобразную плотину, которая в итоге прорвалась, и многометровая волна накопившейся воды обрушилась на Крымск. Свои выводы ученый сделал на основе космоснимков.
Однако глава Росводресурсов в ответ на просьбу прокомментировать версию Десинова подчеркнула: "причина (кубанской трагедии) - это катастрофический паводок".
Другой эксперт, академик Российской инженерной академии Полад Полад-Заде, отметил, что версию Десинова надо проверять на месте, но, по его мнению, мост не мог сыграть осную роль в ходе катастрофы.
Также из космоса, а точнее из расшифровки спутниковых снимков, специалистами компании "СканЭкс", появились данные об обмелении пруда, расположенного в пяти километрах вверх по течению (к западу) от Нижнебаканской станицы.
"Сейчас мы только может утверждать, что 22 июня пруд был полным, а 10 июля - полупустым. Когда произошло снижение уровня - мы можем только предполагать. Обмеление могло произойти в результате аварийного сброса воды или прорыва дамбы в период ливневых дождей 6-7 июля. В связи с этим необходим сбор дополнительной информации для выяснения точной даты понижения уровня пруда, и его возможной роли в событиях 6-7 июля", - считают в "СканЭксе".
Между тем, власти, ученые и экологи продолжают анализировать причины и последствия катастрофы. Следственный комитет проверяет версии, комиссия под руководством главы Росводресурсов в субботу отправиться на Кубань, а экологи собираются самостоятельно обследовать все плотины и дамбы, которые могли повлиять на распространение паводка.
Паводок в ночь на 7 июля затопил 7,2 тысячи жилых домов в трех городах (Геленджик, Крымск, Новороссийск) и ряде поселков Краснодарского края. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. Погибли более 170 человек. Больше всего жертв было в Крымске, на который пришелся самый сильный удар стихии.