Антиэпилептик вернул память мышам с болезнью Альцгеймера
6 августа 2012 года

Антиэпилептический препарат леветирацетам улучшил память мышей, страдающих от болезни Альцгеймера, заявляют нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Пока мы не проведем широкомасштабные клинические испытания на добровольцах, мы не советуем самостоятельно использовать леветирацетам. С другой стороны, схожие результаты, полученные в нашей лаборатории и нашими коллегами в университете Джона Гопкинса, дают основания на проведение дополнительных клинических испытаний", - заявил руководитель группы биологов Леннарт Маке (Lennart Mucke) из Института нейрологических заболеваний имени Гладстоуна в Сан-Франциско (США).

Считается, что болезнь Альцгеймера вызывается накоплением внутри нейронов патогенного вещества, белка бета-амилоида. Этот пептид образуется из "обрезков" белка APP, который участвует в процессах починки поврежденных нейронов и формировании долговременных связей между ними. Нарушения в переработке "старых" молекул этого белка приводят к появлению бляшек бета-амилоида и уничтожению нервных клеток.

Маке и его коллеги обратили внимание на то, что развитие болезни Альцгеймера часто сопровождается учащением эпилептических приступов. Они появляются в результате нарушений в работе нейронных сетей, которые возникают из-за повреждений и смерти отдельных нервных клеток.

"Было не совсем понятно, являются ли эти нарушения причиной потери памяти или нет. Поэтому мы проверили несколько антиэпилептических средств, одобренные к применению в США, в том числе и леветирацетам - на мышах, страдающих от болезни Альцгеймера", - пояснил Маке.

В ходе своего эксперимента биологи регулярно вводили в кровь грызунов лекарства, следили за активностью их мозга и проверяли память, наблюдая за передвижением грызунов сквозь длинный и запутанный лабиринт.

Как объясняют ученые, мыши с болезнью Альцгеймера ведут себя не так, как их здоровые собраться. Такие грызуны очень подвижны, часто встают на задние ноги и обладают плохой памятью, что выражается в длительном поиске пути через лабиринт при его повторном прохождении.

Оказалось, что все лекарства, кроме леветирацетама, не повлияли на частоту эпилептических приступов и не улучшили память подопечных Маке и его коллег. Более того, два препарата - фенитоин и прегабалин - усилили симптомы болезни и негативно повлияли на состояние мышей.

Регулярный прием леветирацетама значительно снизил частоту приступов и улучшил здоровье грызунов. Их активность снизилась, а скорость прохождения лабиринта была такой же, что и у здоровых мышей.

По словам ученых, препарат нормализовал работу нервных клеток в гиппокампе - центре пространственной ориентации, а также уменьшил число поврежденных белковых молекул в клетках мозга. С другой стороны, концентрация бляшек бета-амилоида в клетках мозга осталась прежней, что позволяет говорить лишь о временном улучшении памяти.

Тем не менее, такой эффект позволит значительно продлить интеллектуальную жизнь людям, страдающим от болезни Альцгеймера. Как отмечают Маке и его коллеги, клинические испытания позволят применять леветирацитам в медицинской практике в ближайшее время.