Атомный ледокол "Арктика"
17 августа 2012 года
Ровно 35 лет назад, 17 августа 1977 года, советский атомный ледокол "Арктика", первый надводный корабль в истории мореплавания, достиг географической точки Северного полюса.
Ниже приводится справочная информация.
17 августа 1977 года атомный ледокол "Арктика" стал первым надводным кораблем, достигшим географической точки Северного полюса.
Атомный ледокол "Арктика" (с 1982 года по 1986 год - "Леонид Брежнев") - головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода в Ленинграде.
Ледокол был создан усилиями коллективов более 350 объединений и предприятий, ста научно-исследовательских, проектно-конструкторских и эксплуатационных организаций страны, включая Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова (разработка ядерного реактора ОК-900), Производственное объединение "Маяк" (переработка ядерного топлива), Центральное конструкторское бюро "Айсберг" - (разработка проекта ледокола), Научно-исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.
В постройке ледокола участвовал и экипаж корабля. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику. Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Юрий Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, ходил почти на всех типах ледоколов.
26 декабря 1972 года судно было спущено на воду, 17 декабря 1974 года завершились его ходовые испытания. 25 апреля 1975 года состоялся подъем государственного флага на ледоколе и был подписан акт сдачи-приемки в эксплуатацию судна.
Ледокол "Арктика" предназначался для проводки судов в ледовых условиях Арктики с выполнением всех видов ледокольных работ. По техническим показателям он являлся крупнейшим ледоколом своего времени: его длина составляет 148 метров, ширина - 30 метров, высота борта - более 17 метров, осадка - 11 метров. Водоизмещение ледокола составляет 23 тысячи тонн. Атомная водо-водяная паропроизводящая установка состояла из двух блоков по одному реактору и четырех парогенераторов в каждом. Мощность атомной паропроизводящей установки - 55,1 мегаватт.
"Арктика" могла проламывать лед толщиной пять метров и развивать скорость до 18 узлов в чистой воде. Атомоход обладает наклонным "ледокольным" носом. Корпус ледокола, имеющий бочкообразную форму, был изготовлен из прочной легированной стали, а по бокам в районе ватерлинии усилен специальным ледовым поясом.
Такая конструкция корпуса обеспечивала его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также сжатиям в ледовых полях. Полукруглые борта не дают ледовым полям раздавить судно, выталкивая его наверх, а скошенный нос позволяет "заползать" на поля сверху, ломая их собственным весом. Помимо этого ледокол имеет М-образную корму, что позволяло осуществлять буксировку судов, а также стыковку с другими ледоколами.
Корабль имеет четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, площадку для посадки разведывательного вертолёта, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Для усиления ледопроходимости на судне имеется балластная и дифферентная системы, позволяющие изменять осадку носом и кормой при разрушении льда. Буксирные операции обеспечивала кормовая электрическая буксирная лебедка. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки велись автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов. Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществлялись из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями было выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка расположена на верхнем этаже надстройки.
С 1975 года ледокол "Арктика" служил для проводки судов по Северному морскому пути.
В 1977 году он выполнил экспериментальный научно-практический рейс на Северный полюс. 9 августа 1977 года атомоход под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. Руководил экспедицией министр морского флота СССР Тимофей Гуженко. В экспедиции принимало участие более 200 человек. В задачи ученых входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений, а также проверка возможностей ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.
Миновав пролив Вилькицкого, "Арктика" в море Лаптевых повернула на север. 15 августа ледокол вошёл в приполюсный район. 17 августа, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, где толщина льда достигала трёх метров, в 4 часа утра по московскому времени корабль достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За семь суток и восемь часов ледокол преодолел 2 тысячи 528 миль.
Экипаж и участники экспедиции ледокола отметили это событие торжественной церемонией поднятия государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. На дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тысяч метров была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: "СССР. 60 лет Октября, а/л "Арктика", широта 90°-N, 1977 г.".
За 15 часов, которые атомоход провел на Северном полюсе, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Водолазы осмотрели винты, они были в порядке, и ледокол пошел домой в Мурманск.
За осуществление первого в истории плавания надводного корабля к полюсу атомный ледокол "Арктика" был награжден орденом Октябрьской Революции; весь экипаж ледокола, участники высокоширотной экспедиции, а также большая группа специалистов, обеспечивавших экспедицию, - орденами и медалями. Капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции Тимофей Гуженко.
"Арктике" принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года ледокол отработал в плавании ровно год без захода в какой-либо порт.
Выполнение программы по продлению ресурса действующих атомных ледоколов в 2003 году позволило продлить ресурс реакторной установки "Арктики" до 175 тысячи часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тысяч часов). Атомоход также был оборудован системой физической защиты для предотвращения несанкционированного проникновения посторонних на борт судна и в его помещения. После этого атомный ледокол "Арктика" смог осуществлять проводки судов по трассе Севморпути еще в течение пяти лет.
В 2008 года атомоход "Арктика" был выведен из эксплуатации. 3 октября 2008 года его энергетическая установка была остановлена в связи с завершением активной эксплуатации.
В настоящее время ледокол стоит в доке Ремонтно-технологического предприятия "Атомфлот" (с декабря 2002 года - ФГУП "Атомфлот", Мурманск) госкорпорации "Росатом". С него удалены все радиоактивные отходы, в том числе жидкие радиоактивные отходы из контуров реакторов, проведена дезактивация.
Различные механизмы, узлы и агрегаты "Арктики" до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня атомоходов.
По словам генерального директора ФГУП "Росатомфлот" Вячеслава Рукши, атомоход "Арктика" будет утилизирован не ранее 2015-2016 годов.