Первую часть техпроекта ядерного двигателя для космического корабля завершат в этом году
28 августа 2012 года
Первая стадия разработки технического проекта российской ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для космического корабля будет завершена в текущем году, рассказал директор - генеральный конструктор Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники имени Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ), член-корреспондент РАН Юрий Драгунов.
"В прошлом году завершили разработку эскизного проекта реакторной установки, в этом году выполняем технический проект реакторной установки. Требуется огромный объем испытаний, особенно топлива, в том числе исследования поведения топлива и конструкционных материалов в реакторных условиях. Работа по техническому проекту будет достаточно длинной, примерно около 3-х лет, но первую стадию технического проекта, основную документацию мы в этом году подготовим. Мы сегодня определили и приняли техническое решение по выбору варианта конструкции тепловыделяющего элемента и окончательное техническое решение по выбору варианта конструкции реактора. И буквально пару недель назад приняли техническое решение по выбору варианта конструкции активной зоны и по ее компоновке", - сказал он.
НИКИЭТ является единственным исполнителем по реакторной установке и является координатором работ от Росатома.
В 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев распорядился создать космический транспортно-энергетический модуль на основе ядерной энергетической установки мегаваттного класса. На разработку всего проекта потребуется 17 миллиардов рублей на девять лет. Из этих средств 7,245 миллиарда рублей выделено Росатому на создание реакторной установки (этим будет заниматься НИКИЭТ). Центр имени Келдыша будет создавать ядерную энергодвигательную установку, на что планируется потратить 3,955 миллиарда рублей, а РКК "Энергия" - сам транспортно-энергетический модуль, на что выделено 5,8 миллиарда рублей.
Идея применения ядерных двигателей на космических аппаратах не нова: решение о разработке ядерных ракетных двигателей в СССР в 1960-е годы принимали еще академики Мстислав Келдыш, Игорь Курчатов и Сергей Королев. Подобные разработки велись не только в СССР, но и в США.
На заре космической эпохи ученые пытались создать ядерный ракетный двигатель, в котором рабочее тело, создававшее тягу, нагревалось непосредственно в реакторе. Однако такие установки давали "выхлоп" крайне высокой радиоактивности.
Новый проект предполагает использование ионных электрореактивных двигателей, в которых реактивная тяга создается за счет ускоренного электрическим полем потока ионов.
Ядерный реактор "поставляет" необходимый для этого процесса электрический ток, и радиоактивные вещества не попадают во внешнюю среду.
Предполагается, что рабочим телом в двигателе будет ксенон.
В соответствии с картой проекта на 2018 год планируется подтвердить повышение, по сравнению с традиционным, уровня электрической мощности космических систем в 30 раз и экономичности маршевых двигательных установок в 12 раз.
Ранее член спецкомиссии НАСА по пилотируемым полетам Эдвард Кроули (Edward Crawley) заявил, что главным технологическим вкладом России в международную экспедицию к Марсу могут быть ядерные двигатели, а также методы адаптации и сохранения здоровья космонавтов.
Кроули подчеркнул, что ни одна страна не в силах самостоятельно осуществить пилотируемый полет к Марсу. В этом проекте, по его словам, должны объединить усилия и США, и Россия, и Европа, а возможно, что и Китай.
Полный текст интервью Драгунова читайте на сайте .