Уральский болид "высветил" необходимость защиты от угроз с неба
15 февраля 2013 года

Яркий "росчерк" болида в утреннем небе над Уралом выявил потребность в защите нашей планеты от потенциальных угроз из космоса - в этом сходятся эксперты, предлагающие разные "охранные меры".

В пятницу, в 7.23 мск, над Уралом наблюдалось падение метеорита. ЧП затронуло жителей Тюменской, Курганской, Свердловской областей, а также северных территорий Казахстана, однако основные повреждения зафиксированы в Челябинской области.

ВСЕМИРНАЯ КРЕПОСТЬ

Один проект всемирной защитной системы "Цитадель" уже есть, о нем в интервью каналу "Вести 24" поведал генеральный директор НП "Центр планетарной защиты" Анатолий Зайцев.

По его словам, проект, разработанный этой организацией, основан на "лучших российских и зарубежных технологиях". Детали реализации проекта Зайцев не раскрыл, лишь отметив, что первый эшелон оперативного реагирования системы будет защищать планету от небольших объектов в пределах десятков-сотен метров.

"Мы можем в течение пяти-семи лет создать и гарантированно защитить Землю от астероидов и частично от кометных ядер", - отметил он.

"Цитадель" должна создаваться совместными усилиями многих государств, так как в ней будет заинтересовано все человечество, добавил Зайцев. Финансовые вложения в такую программу будут сравнимы со стоимостью американской лунной программы, около 20 миллиардов долларов в ценах начала 1970-х годов, добавил он.

БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

Пока до планетарной защиты далеко, и эксперты в основном обсуждают, как обезопасить Россию.

Современная отечественная оптико-электронная система для контроля космического мусора может быть введена в эксплуатацию в 2014 году, сообщил журналистам генконструктор корпорации "Системы прецизионного приборостроения" (предприятие-разработчик новой системы) Виктор Шаргородский.

Он отметил, что эта система позволит отслеживать объекты различных размеров, в том числе такие же метеориты, как тот, который упал в пятницу на Урале.

"Такая система уже построена на Алтае (поселок Саввушка, недалеко от города Змеиногорска). В этом году начались ее испытания, она уже работает в испытательном режиме. Дальше, если все нормально, то в следующем году мы введем эту систему в эксплуатацию", - сказал Шаргородский.

Редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов считает, что в стране надо создать государственный контактный центр, куда люди могли бы сообщать об опасных космических объектах, приближающихся к Земле.

"Если, например, астроном-любитель, обнаружит какой-то опасный космический объект, то непонятно, кому сообщить об этом и неизвестно, кто должен реагировать на такие сигналы. Если ты астроном и обнаружил какой-то приближающийся объект, ты сам ничего не успеешь сделать, надо сообщить. А сейчас такой структуры нет. Нужна идея иметь в составе ПВО или МЧС какой-то государственный контактный центр, который можно оповещать о таких опасных объектах", - сказал Лисов .

ЗАЩИТНАЯ ФЦП

Подспорьем в защите России может стать соответствующая федеральная целевая программа (ФЦП). Ее проект уже разработан специалистами Роскосмоса, ЦНИИМАШа и Институт астрономии РАН, сообщила заведующая отделом астрономии Института астрономии РАН (ИНАСАН) Лидия Рыхлова.

По ее словам, проект "касается и астероидной опасности и космического мусора". Рыхлова уточнила, что проект ФЦП подготовлен и сейчас проходит согласование в заинтересованных ведомствах.

В свою очередь, начальник управления стратегического планирования и целевых программ Роскосмоса Юрий Макаров уточнил, что концепция программы по противодействию космическим угрозам была разработана в 2010 году, но пока еще не утверждена.

Падения метеоритов можно будет предсказывать, если российские ученые получат больше телескопов, отметила Рыхлова.

"Мы еще пока не можем предугадывать такие ситуации. Это, в частности, потому что сейчас в нашей стране практически нет широкоугольных и высококачественных телескопов. Телескоп в Пулковской обсерватории работает на энтузиазме, у них абсолютно устаревшее оборудование. Еще строится телескоп в Иркутске, но строительство идет очень долго. Необходимо строить больше телескопов для наблюдений", - сказала Рыхлова.

КАК ИСПАРИТЬ АСТЕРОИД

По совпадению, в пятницу пришло сообщение, что американские астрофизики разработали систему "ликвидации" малых астероидов на дальних подступах к Земле.

Проект ученых из Политехнического университета Калифорнии (США) - орбитальная платформа DE-STAR (Directed Energy Solar Targeting of Asteroids and exploRation) - способна работать в качестве сверхмощного лазера.

По расчетам астрофизиков, небольшая платформа размером в 100 метров сможет "сбивать" астероиды и кометы с опасных орбит, а крупная DE-STAR размером в 10 километров будет способна испарить астероиды размером с 2012 DA14 или Апофис (2004 MN4). Кроме того, по мнению авторов разработки, подобная система может быть использована для "разгона" космических кораблей до околосветовых скоростей, что сделает возможным путешествия к дальним подступам Солнечной Системы и за ее пределы.