Донные бактерии-гиганты оказались жертвами микробов-"пиратов"
7 августа 2013 года

Гигантские донные бактерии Thioploca оказались жертвами микробов-"пиратов", отнимающих у них нитраты, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Thioploca настолько велики, что заметны для невооруженного глаза человека и похожи на тонкую лапшу.

"Мы давно замечали, что в окрестностях колоний Thioploca исчезает необычно много нитратов, чей объем заметно превышает потребности микробов. Внутри трубок, в которых живут эти бактерии, мы обнаружили клетки других микробов, которые крадут молекулы нитратов в тот момент, когда Thioploca возвращается в трубку", - заявил Бо Тамдруп (Bo Thamdrup) из университета Южной Дании в Оденсе.

Тамдруп и его коллеги обнаружили микробов-"пиратов", наблюдая за жизнью микрофлоры на дне Мексиканского залива. Как отмечают ученые, в этой части мирового океана практически нет кислорода, из-за чего на дне могут существовать лишь те микробы, которые умеют извлекать энергию из химических реакций. Благодаря своим размерам и необычной манере сбора пищи, Thioploca - самые заметные из них.

Авторы статьи попытались оценить плотность населения бактерий, сравнив концентрации нитратов в окрестностях бактериальной "лапши" и на открытых участках придонных вод. Однако данные этих измерений не совпадали с реальным числом бактерий в донной почве - Thioploca "ели" больше нитратов, чем должны были в теории. Этот факт заставил ученых проследить за тем, что происходит в их трубках в лаборатории.

Оказалось, что причиной этого были микробы-"пираты", спрятавшиеся на стенках подземных трубок, где живут бактерии-гиганты. По словам биологов, они проникают внутрь Thioploca и "отнимают" часть нитратов, когда бактерия возвращается в нору. Хотя подобное пиратство больше вредит не самим гигантам, а океаническому планктону, так как основный источник пищи Thioploca - соли серной, а не азотной кислоты.