Ожирение связано со слишком однообразным "населением" кишечника, выяснили ученые
28 августа 2013 года

Ожирение, развитие диабета и воспалительных процессов связано с низким видовым разнообразием бактерий, населяющих кишечник человека, говорится в двух статьях, опубликованных в журнале Nature.

Совокупность всех микроорганизмов, населяющих человеческое тело и превосходящих по численности собственные клетки организма в десять раз называется микробиомом. Известно, что состав микробиома кишечника может меняться в ответ на внешние факторы, например состав пищи, и связан с различными отклонениями в работе организма, в том числе, избыточным весом.

Эммануэль ле Шателье (Emmanuelle Le Chatelier) из Национального института агрономических исследований в Париже (Франция) и его коллеги исследовали микробиом датчан с избыточным весом (169 человек) и без (123 человека). Они обнаружили, что люди с низким разнообразием бактерий в кишечнике в большей степени склонны к ожирению, диабету, развитию воспалительных процессов, по сравнению с теми, чей микробиом более разнообразен, и у них аномально высок уровень липидов в крови.

Люди с низким разнообразием микробиома составили 23% от всех участников исследования. Ученые выяснили, что определить, к какому из двух типов относится человек, можно по наличию всего нескольких видов бактерий.

Орели Котилард (Aurelie Cotillard) из Института здоровья и медицинских исследований в Париже (Франция) и его коллеги подтвердили выводы, сделанные группой Шателье, и кроме того определили влияние диеты на разнообразие микробиома. Они посадили на низкокалорийную протеиновую диету 38 человек, страдающих ожирением, и 11 человек с избыточным весом. Участники исследования в течение 6 недель сбрасывали вес, а затем еще 6 недель сидели на диете, закрепляющей результат.

Ученые обнаружили, что диета увеличивала разнообразие микробиома тех людей, у которых оно изначально было низким. Остается, однако, неизвестным, защищает ли бактериальное разнообразие от неполадок в организме или просто служит индикатором здорового метаболизма.