Курицы способны сортировать сперму после спаривания, избегая инцеста
4 сентября 2013 года

Механизм отбора спермы после спаривания позволяет самкам выбрать наиболее генетически отличного самца при спаривании с несколькими партнерами, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

"Наше исследование показало, что самкам не нужно выбирать между самцами, чтобы получить как можно более здоровое потомство. Наоборот, спариваясь с несколькими самцами, они позволяют своему внутреннему механизму выбрать наиболее генетически отличную сперму. Такой способ может работать и у других животных, включая человека, правда, проверить это предположение на млекопитающих будет очень сложно, а на людях - невозможно по этическим соображениям", - пояснил Дэвид Ричардс (David Richards) из университета Восточной Англии в Норидже (Великобритания).

У самок многих видов животных - от птиц до насекомых - есть способность при спаривании задерживать сперму самцов в своих половых путях до того, как сперматозоиды оплодотворят яйцеклетку. Этот механизм позволяет самкам сортировать сперму, выбирая ту, что позволит получить наиболее здоровое потомство.

Его здоровье во многом определяется работой иммунной системы, которая в свою очередь зависит от главного комплекса гистосовместимости (ГКГ). Это относительно длинный участок ДНК, кодирующий значительную часть белков иммунной системы, которые участвуют в "опознании" бактерий и вирусов. Для здоровья потомства желательно, чтобы гены ГКГ у родителей как можно сильнее отличались друг от друга, а для этого они не должны быть родственниками.

Ричардс и его коллеги проводили эксперименты с банкивскими джунглевыми курицами. Птицы спаривались с самцами, некоторые из которых были их родственниками, а другие - нет. Ученые обнаружили, что после спаривания с родственными самцами, самки "препятствовали" оплодотворению яиц. Однако когда куриц осеменяли искусственно, оплодотворение происходило с одинаковой вероятностью. Возможно, "подсказкой" при отборе спермы служит запах самца, предполагают ученые.