Сценарий "Парка юрского периода" нельзя воплотить в реальность
12 сентября 2013 года

Воскрешение динозавров по сценарию фильма "Парк юрского периода" невозможно в принципе из-за того, что генетический материал древних ящеров, застрявший в янтаре вместе с кровососами, должен распасться за первые 16 тысяч лет после застывания смолы, заявляют генетики в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

Фильм Стивена Спилберга "Парк юрского периода" был выпущен в прокат в 1993 году и быстро стал самой известной кинокартиной о динозаврах. По его сценарию ученые "воскресили" динозавров, используя капли крови рептилий из янтаря. Эта идея зародилась благодаря нескольким громким научным публикациям в начале 90-х годов, заявлявшим о выделении ДНК динозавров из желудков комаров, застрявших в мезозойском янтаре.

В дальнейшем выводы этих статей неоднократно подвергались сомнению и так и не были подтверждены в повторных экспериментах, что не мешало авторам данных работ настаивать на своей правоте. Дэвид Пенни из университета Манчестера (Великобритания) и его коллеги поставили точку в этом споре, попытавшись извлечь ДНК из нескольких кусочков янтаря, сформировавшихся в последние 20 тысяч лет.

Для чистоты эксперимента ученые предприняли все меры предосторожности - они работали с янтарем и останками насекомых в стерильных лабораториях университета, физически изолированных от всего остального мира. Проанализировав содержимое кусочков янтаря и копала, полузастывшей смолы, генетики не смогли найти в них следов ДНК. Более того, судя по отсутствию генетического материала в относительно молодых фрагментах копала, ДНК внутри янтаря разлагается с той же скоростью, что и в желудке мертвых насекомых на свежем воздухе.

"Если следовать интуиции, то нам может показаться, что погружение насекомого в смолу и его почти мгновенная смерть должна способствовать сохранению ДНК внутри его желудка. Мы выяснили, что это совершенно не так, и поэтому, к нашему сожалению, "Парк юрского периода" остается предметом наших фантазий", - заключает Пенни.