Торговому знаку - надежную правовую защиту

В современных условиях товарный знак – неотъемлемый элемент развитой экономики. Он широко применяется товаропроизводителями различных форм собственности и помогает им идентифицировать свою продукцию.

Подтверждением постоянно растущего интереса к товарному знаку в России является статистика поступления заявок на их регистрацию. Так, если до 1992 г. в СССР подавалось от 5–7 тыс. заявок в год, то в Российской Федерации с первых же лет наметилась тенденция к увеличению. В результате за 1999 г. подано около 25 тыс., в 2000 – 42 тыс., а в 2001 – более 50 тыс. заявок.

В товарном знаке заинтересованы изготовители товаров и их потребители, это привлекает внимание покупателей, является средством информирования об изготовителе и товаре. Данное маркировочное средство может представлять большую экономическую ценность для товаропроизводителей, стать важным компонентом нематериальных активов, составляющих существенную долю рыночной стоимости фирмы.

По оценкам консалтинговой компании Interbrand, рыночная стоимость таких фирм, как Кока-Кола, Жиллет, Хонда, приблизительно наполовину состоит из стоимости принадлежащих им товарных знаков. Известно, что товарный знак Соса-Соlа оценивается в 72,5 млрд, а Mc Donald's – 27,8 млрд долларов (63% стоимости компании).*

По результатам исследований американского журнала «Файнэншл уорлд», проведенных еще в 1994 г., такие известные товарные знаки, как Мальборо, Нескафе и Кодак, оценивались соответственно в 33, 12 и 10 млрд долларов.**

Нельзя не отметить и заинтересованности в товарном знаке государства, т. к. его использование может принести соответствующие доходы. Товарный знак, являясь элементом рыночной экономики, работает на укрепление позиций товаропроизводителя в конкурентной борьбе не только на внутреннем рынке, но и при осуществлении экспортных операций. Кроме того, государство заинтересовано в том, чтобы иностранные производители, желающие работать на российском рынке, были уверены, что их права на этот объект гарантированы, неприкосновенны.

Изложенное свидетельствует о том, что в новых экономических условиях весьма актуально, исходя из значимости товарного знака, не только законодательно декларировать, но и на практике обеспечить правовую охрану и подлинную защиту прав на это средство индивидуализации. И в настоящее время в Российской Федерации имеется правовая база, которая в целом позволяет решать поставленную задачу. Это, например, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее – Закон); гражданское, уголовное и административное законодательство, касающееся товарных знаков, а также международно-правовые акты, участницей которых является Российская Федерация.

В законодательных документах, включенных в упомянутую базу, отсутствуют установления, обязывающие регистрировать товарные знаки. Это является правом, а не обязанностью юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Вместе с тем совершенно очевидно, что применение в качестве товарного знака обозначения, не имеющего правовой охраны, может привести к негативным последствиям. Суть их может быть сведена к тому, например, что товаропроизводитель, применяющий такое обозначение, окажется лицом, незаконно использующим чужой товарный знак. Подобная судьба постигла компанию Талосто (г.Санкт-Петербург), которая для рекламы замороженных блинчиков использовала обозначение «Масленица». Упомянутая компания, своевременно не поставившая под охрану это обозначение (в результате чего оно было зарегистрировано в качестве товарного знака на имя другой фирмы), вынуждена была от него отказаться.*** Это лишь подтверждает мысль, что только получивший правовую охрану товарный знак может стать эффективным вкладом в экономику предприятия, позволит ему занять на рынке соответствующее положение.

Основным документом, регулирующим отношения в связи с товарными знаками, является упомянутый Закон. Согласно ст. 2 правовая охрана предоставляется знаку на основании его государственной регистрации в Патентном ведомстве, функции которого выполняет Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Кроме того, охрана может предоставляться обозначениям в силу международных договоров Российской Федерации и без регистрации.

В данном случае имеются в виду так называемые «общеизвестные товарные знаки», признание которых осуществляется на основе специальной процедуры, предусмотренной ст. 6-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Такими знаками, к примеру в России, признаны обозначения Ява, Уралмаш, Здоровье, Соса-Со1а, Арарат. Правовая охрана без регистрации предоставляется также международным знакам, зарегистрированным в Международном бюро ВОИС (г.Женева) в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к нему. Россия является участницей упомянутых международно-правовых актов.

Следует отметить, что Закон позволяет регистрировать не только «индивидуальные знаки» (такого термина в законодательстве нет), но и так называемые «коллективные знаки». Они могут быть зарегистрированы на имя различных добровольных объединений, создание которых не противоречит законодательству стран (в том числе России), где они созданы. С помощью коллективных знаков появляется возможность влиять на качество обозначаемой продукции, снижать затраты на ее рекламу, приобретать стабильные рынки сбыта.

Механизм коллективного знака может представлять интерес для решения и других задач. В частности, для обеспечения правовой охраны обозначениям, которые в течение длительного периода времени использовались в СССР многими предприятиями. Регистрация таких обозначений в качестве коллективных знаков «сохранила» бы их от превращения в видовые обозначения. Кроме того, она устранила бы возможность приобретения права на «советские знаки» одним лицом, которое запрещало бы всем остальным изготовителям продолжать их применение.

Если бы использовался правовой механизм коллективного знака, то не возникла бы ситуация, к примеру, с обозначением «Жигулевское пиво», которое использовалось многими предприятиями СССР и России. Как известно, в 1992 г. Самарский пивзавод зарегистрировал его в качестве товарного знака на свое имя, а остальные производители оказались в положении нарушителей его исключительных прав. В результате длительного рассмотрения многими инстанциями возникшей коллизии регистрация товарного знака была аннулирована. Но такой финал последовал далеко не во всех подобных ситуациях.

Регистрация товарного знака становится возможной только в случае его соответствия требованиям, установленным статьями 6 и 7 Закона. В связи с этим жизненно необходимо, чтобы о данных требованиях знал будущий владелец знака, чтобы они учитывались при его разработке. Опыт показывает, что это становится реальным, когда в разработке знака принимают участие не только представители заинтересованного лица, но и специалисты, способные оценить возможное воздействие знака на различные группы потребителей (с учетом возраста, пола, образования, социального и материального положения и т.д.).

Исходя из п.1 ст.4 Закона, владелец товарного знака имеет исключительное право распоряжаться, а также запрещать его использование другими лицами. Реализация правомочия на использование дает возможность применения знака на товарах и/или их упаковке, а также в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на проводимых в России выставках и ярмарках, что способствует широкому распространению и пропаганде товарного знака и в конечном счете – успешному сбыту товара. Не вызывает сомнения, что каждодневная реклама, по телевизору к примеру, таких товарных знаков, как Orbit (для жевательной резинки), Клинское (для пива), Россия – щедрая душа (для конфет) и прочего, оказывает психологическое воздействие на покупателей, существенно влияя на принятие ими решения о покупке того или иного товара.

Другое правомочие владельца исключительного права на товарный знак – распоряжение знаком – позволяет осуществлять, в частности, передачу товарного знака (в форме уступки или предоставления лицензии на его использование). Это способствует освоению новых рынков сбыта, расширению территории распространения знака, получению владельцем материальной выгоды, а в ряде случаев – сохранению регистрации знака. Кроме того, владелец товарного знака обладает правомочием запрета на его использование другими лицами.

Совершенно очевидно, что не менее важно не только декларировать наличие исключительного права (что удостоверяется свидетельством на товарный знак), но и обеспечить возможность эффективной реализации такого права. С этой точки зрения Закон стоит на защите интересов владельца знака. В соответствии со ст. 46 обладатель права на товарный знак может пресекать незаконное его использование (или обозначения, сходного с этим товарным знаком до степени смешения) в отношении однородных товаров. При этом, исходя из положений ст. 138 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), устанавливающих, что средства индивидуализации, включающие товарный знак, являются объектом исключительных прав, лицо, право которого нарушено, может в соответствии со статьями 12 и 15 ГК РФ требовать возмещения причиненных ему убытков.

Так, благодаря содержащимся в законодательстве нормам корпорация «Истман Кодак Компани» добилась запрета на использование в компьютерной сети Интернет товарного знака Kodak предпринимателем А. Грундулом без образования юридического лица. Незаконное использование чужого товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров может повлечь за собой уголовную ответственность в силу положений ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, продажа товара с незаконным использованием товарного знака может быть квалифицирована, исходя из абзаца 5 ст. 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», как акт недобросовестной конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Из сказанного видно, что процесс повышения эффективности защиты прав владельцев товарных знаков во многом зависит от состояния законодательной базы в этой области и развития практики ее применения. Многие из назревших вопросов в перспективе могут быть успешно решены после принятия Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Светлана ГОРЛЕНКО,
кандидат юридических наук, помощник директора по товарным знакам Федерального института промышленной собственности