Проблемы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности

В течение последних 10-15 лет в мировой экономике завершилась четвертая технологическая революция, связанная с интеллектуализацией производства. Ведущие фирмы мира изменили свой подход к вопросам экономического роста, перейдя от индивидуальной экономики к экономике, основанной на получении, использования и передаче знаний.
      По данным Минпромнауки России в промышленно развитых странах 80-95 % прироста валового продукта приходится на новые знания, реализуемые в технике и технологиях, т. е. эти страны идут путем инновационной экономики.
      Во всем мире в хозяйственном обороте наукоемкой продукции находится 2,3 триллиона долларов США, а наша страна, располагая крупной технической научной базой и квалифицированными кадрами (12 % ученых в мире), имеет   не более  1 %,   в то  время  как:   США –  36 %,    Япония  –  30 %, Китай – 6 %.
В настоящее время результаты интеллектуальной деятельности (РИД), знания, опыт, новые технологии – главный ресурс развития.  По мере перехода РИД к объектам интеллектуальной собственности (ОИС) они  становятся основными активами и возможно создание эффективных механизмов вовлечения ОИС в сферу экономических отношений.
      В этой связи актуален ряд проблем и, в первую очередь, это правильное понимание понятия ОИС, позволяющее использовать его в качестве эффективного ресурса экономического развития предприятия.
      Как известно, РИД нематериальны, чтобы они могли быть признаны «интеллектуальной собственностью», им должна быть обеспечена правовая охрана в соответствии с действующим законодательством.
      Из содержания статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что интеллектуальная собственность является особым объектом гражданских прав.
      Интеллектуальная собственность включает:
промышленную собственность, под которой понимаются, главным образом, права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и наименование мест происхождения товаров;
авторское право и смежные права.
      Закрепление прав на РИД осуществляется  охранными документами-патентами, авторскими свидетельствами и товарными знаками.
      Так в соответствии со статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации: «…Признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполняемых работ и услуг».
      Для большинства наших предприятий отношение к РИД и ОИС бесхозяйственно. Это подтверждено первой приватизацией, когда ОИС не становились активной частью бухгалтерского баланса и, естественно, занижались их стоимостные показатели при первом проспекте эмиссий акций многих открытых акционерных обществ, что позволило многим конкурентам, особенно зарубежным, решить свои проблемы рынка, сохранив за собой приоритет во многих отраслях промышленности против российских товаропроизводителей, а также за бесценок купить предприятия, производящие наукоемкую продукцию российским и иностранным бизнесменам.
      Процесс вовлечения в хозяйственный оборот РИД начинается с инвентаризации и создания реестра для  определения наиболее приоритетных, нуждающихся в соответствующей правовой защите, с целью создания объектов интеллектуальной собственности. Это позволяет выбрать из общего числа ОИС наиболее перспективные для их последующего коммерческого использования.
      Действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» направлено на выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в хозяйственном гражданском обороте.
      Во вторую очередь проблема коммерциализации ОИС связана с действующим законодательством в обеспечении прав и баланса интересов  субъектов правоотношений, участвующих в создании организационного механизма вовлечения в хозяйственный оборот ОИС.
      В настоящее время уже создана достаточно развитая законодательная база, это:

-         Патентный закон РФ;

-         Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»;

-         Закон РФ «О правовой охране монополий интегральных микросхем»;

-         Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

-         Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

      Все эти законы соответствуют нормам ТРИПС, а также обеспечивают достаточную возможность закрепления за государством и субъектами Российской Федерации прав на соответствующие объекты.

      Однако необходимо усилить защиту ОИС.

      В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается ряд изменений к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» - к слушанию во втором чтении этот закон получил 350 поправок, что создает большие сложности с его принятием в новой редакции. Кроме того, необходимо рассмотреть и принять Закон о коммерческой тайне. В мировой практике все большее распространение находит такой способ правовой охраны, как сохранение «секретов производства» или «ноу-хау» в тайне от конкурентов, что позволит при меньших затратах на длительный период обеспечить преимущества на товарных рынках. Отсутствие этого закона создает поле для утечки конфиденциальной информации и позволяет неоднозначно толковать ряд вопросов учета прав на коммерческую тайну в составе имущественного комплекса научных организаций.

      Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны ОИС позволяет создать условия для эффективного использования ОИС с целью коммерциализации.       В третью очередь важнейшей составляющей проблемы коммерциализации ОИС является действующая система оценочной деятельности, с точки зрения современного плюралистического понимания стоимости интеллектуальной собственности.     
Российский рынок услуг по стоимостной оценке прав на ОИС сравнительно молод. В настоящее время, в соответствии с действующим законом «Об оценочно деятельности в Российской Федерации», а также стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2001 г. № 519, ОИС подлежат стоимостной оценке.

      Стоимостная оценка ОИС производится:

-         при продаже прав на патенты и ноу-хау;

-         при передаче прав на основе лицензионного соглашения;

-         при оценке стоимости предприятия при приватизации, ликвидации, разгосударствления и продаже;

-         при формировании инвестиционного проекта;

-         в случае нарушения прав определения ущерба от несанкционированного использования;

-         ри формировании залога;

-         при формировании уставного капитала создаваемых предприятий,

-         а также для учета ОИС на балансе предприятия и отражения их стоимости в составе нематериальных активов (НМА).

      При выборе стоимостной оценки ОИС базой оценки служит рыночная или отличная от нее стоимость.

      Рыночная стоимость определяется тремя классическими подходами:

-         затратный;

-         доходный;

-         рыночный.

      Затратный подход заключается в сумме затрат, необходимых для производства ОИС и при его расчете используют следующие параметры:          определение начальных затрат;
         определение стоимости замещения;
         определение восстановительной стоимости.
      Определение начальных затрат состоит из всех фактических затрат на создание ОИС с учетом морального износа.
При расчете стоимости замещения имеется ввиду цена покупки аналога.
      Восстановительная стоимость ОИС, на дату оценки, состоит из совокупности следующих затрат: сырье, материалы и комплектующие изделия; затраты на производство, энергоносители и зарплату работников предприятия.
      Доходный подход основывается на работоспособности ОИС, вложением средств другим способом на данном отрезке времени в другие активы. Для этого подхода используются методы, основанные на разделении прибыли, снижении уровня издержек или дополнительном совокупном доходе.
    Рыночный подход основан на факте купли-продажи ОИС и определяется методом сравнительных продаж по аналогичным сделкам.       В последнее время, особенно за рубежом, объектом оценки становится товарный знак, а также брэнд, который может относиться к отдельному продукту (брэнд-продукт) или компании в целом (корпоративный брэнд). В основу брэнда положен товарный знак, охраняемый в соответствии с действующим законодательством.
      Стоимостные показатели брэндов, некоторых компаний, как пример (в миллиардах долларов США): Marlboro– 33; Coca-Cola – 25; Nescafe – 12; Microsoft – 10; Kodak – 10.
      Товарные знаки оцениваются системами количественных и качественных факторов и следующими походами: затратный, доходный, рыночный и метод «гудвил». Метод «гудвил» может быть хорошей репутацией товарного знака, а так же и разницей между ценой проплаченой  за предприятие  и суммой активов и обязательств.
      Все вышеизложенное и создает в первую очередь возможность создания рынка высоких технологий с использованием механизмов в ряде финансовых инструментов (для вовлечения ОИС в качестве залога, изменения курсовой стоимости акций, рынка страховых услуг) с целью привлечения средств инвесторов.
      Инвестиционная деятельность в нашей стране показывает, что основным препятствием для получения средств инвестора является отсутствие достаточно надежных гарантий погашения кредитов (задолженностей) заемщиком, особенно в сфере высоких технологий.
      В отношении коммерциализации ОИС необходимы такие принципиально новые меры, как развитие системы венчурного (высоко рискового) инвестирования; развитие малого бизнеса путем формирования благоприятных условий и инфраструктуры (техно-инновационные парки, инкубаторы и т.д.); создание системы страхования кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции; восстановление ранее существующей кооперации между образовательными и исследовательскими организациями и промышленными предприятиями; развитие системы внебюджетных фондов для поддержки НИОКР, развитие и расширение системы подготовки и переподготовки управленческого персонала.       
      Как показывает опыт промышленно развитых стран, политика активизации инновационной деятельности переходит от государственного субсидирования к механизмам, повышающим финансовую ответственность промышленности за получение и использование научных результатов.
Это следующие механизмы:

-         государственные кредиты или государственные гарантии для получения банковских кредитов;
-          госзаказ на разработку, производство и поставку стратегически важной наукоёмкой продукции;
-         долевое участие в финансировании заказываемых промышленностью научных исследований (как правило, до 50%).
      Одним из эффективных элементов перехода к рынку высоких технологий могло явиться создание биржи высокотехнологичной продукции, при  участии финансовых групп, банков, консалтинговых компаний и юридических фирм с регулярными торговыми сессиями, для начала два-три раза в неделю.   
      На этой бирже необходимо формировать «лоты наукоемкой продукции»: это может быть технология:
-         для производства нового вида товара;
-        для улучшения потребительских качеств уже участвующего в рынке товара;
-         для снижения себестоимости производимого товара;
-          для создания новых материалов и т.д.;
-           это могут быть законченные результаты, а также и те разработки, которые требуют дополнительных средств для их завершения.
      Лоты могут содержать лицензионные соглашения, а также и бизнес-планы инвестиционных проектов.
      Наиболее актуальной проблемой стимулирования инновационной деятельности предприятия является создание механизмов льготного налогообложения:
-         это отнесение части расходов на НИОКР на себестоимость продукции;
-         это отсрочка об уплате налогов до начала поступления прибыли от реализации наукоемкой продукции;
-         это уменьшение налога на прибыль, пропорционально приросту затрат на НИОКР;
-         это, когда при формировании инновационного процесса налоги с инновационной  фирмы переносятся в сферу товарных отношений, т.е. на того, кто конкретно производит товар;
-          это отмена взимания НДС с лицензионных соглашений.

      Учитывая вышеизложенное, эффективность использования объектов интеллектуальной собственности,    вовлекаемых в хозяйственный оборот экономики России позволит нашей стране перейти к инновационному процессу развития и повысить уровень использования наукоемких продуктов для достижения социально-экономического роста благосостояния российских граждан.

      Интеллектуальная собственность, как достояние нации должна сыграть значительную роль в подъеме российской экономики на уровень передовых промышленных стран мира.

Загорский Л. Г. – Зам. Председателя Правления Парламентского Центра «Наукоемкие технологии и нтеллектуальная собственность»

оценки становится товарный знак