Инновации » Инновационная деятельность малых предприятий

Инновационная деятельность малых предприятий

Перспективы и роль в развитии российской экономики.

Наряду с крупными в инновационной деятельности всегда существенную роль играли малые предприятия и компании. В развитых странах они находятся на острие научно-технического прогресса. Даже в тех отраслях, где риск и неопределенность получения результатов максимальны, малый инновационный бизнес, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Так, и в США, и в Западной Европе малый бизнес является лицензиаром почти 50% нововведений на мировом рынке.

По официальной статистике, в России число малых предприятий в 1997 году насчитывало почти 50 тыс., к концу 1999-го их число возросло до 900 тыс., а количество занятых работников составляет около 7 млн человек. Однако далеко не все из них заняты научно-производственной деятельностью. Эволюция российских малых предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, идет таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только очень небольшая часть занята в сфере науки и инноваций. Удельный вес российских малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в настоящее время, составляет всего 6%.

На первом этапе своего развития малый инновационный бизнес обеспечил себе прочное место в НИОКР, причем это практически сразу сопровождалось получением конкурентоспособной продукции и выводом ее сначала на внутренний, а затем и на внешний рынок. Возможность быстрого реагирования на его требования, мобильность и экономичность делают такую организационно-структурную форму, как малое предприятие, наиболее предпочтительной при освоении целого ряда новшеств.

Малые инновационные организации в России – это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики. Ограниченные экономические возможности государства в краткосрочной и среднесрочной перспективе не в состоянии обеспечить устойчивое развитие научно-технической сферы, причем достаточно реально дальнейшее, примерно трехкратное сокращение государственных ассигнований на развитие гражданской науки и техники. Это означает, что перспективы развития науки и технологий уже не могут быть всецело связаны с государственным бюджетом и будут в основном определяться спросом на исследования и разработки со стороны негосударственного сектора экономики. Поэтому государству от отдельных акций по спасению важнейших предприятий и организаций научно-технической и производственной сферы следует переходить к целенаправленной работе по усилению роли мелких и средних наукоемких фирм, частнопредпринимательского инновационного сектора .

Малые инновационные предприятия в России в настоящее время действуют в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, в области «улучшающих» нововведений, т.е. в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей хорошие рыночные перспективы. Именно поэтому они могли бы оказать существенное влияние на улучшение качества и повышение конкурентоспособности производимой продукции. Малые предприятия, созданные специалистами научно-исследовательских институтов, крупных НПО и функционирующие по сути как их необходимые партнеры, занимаются, в зависимости от текущих потребностей, исследованиями, разработками и даже производством. Основное приложение сил таких фирм ориентировано на оказание научно-инженерных услуг.

Сейчас, когда операции купли–продажи и финансовые операции на валютных рынках не дают высокой доходности, можно предполагать, что инновационная деятельность будет становиться все более привлекательной для квалифицированных специалистов, покинувших большую науку и наукоемкие производства. Однако пока этому препятствует целый ряд обстоятельств, в числе которых несовершенство законодательной базы, прежде всего налоговой, и практически полное отсутствие инфраструктуры, необходимой для успешной деятельности малых предприятий инновационного профиля, информационной поддержки, а также трудности с получением банковских кредитов, высокая арендная плата за помещения в крупных городах и т.п.

Во всех развитых странах для поддержки малого бизнеса используются следующие меры экономической и бюджетной политики:

  • включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции;
  • списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации;
  • применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях, привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий;
  • льготное кредитование научных разработок и долевое финансирование крупных проектов;
  • безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в первую очередь для мелкого и среднего бизнеса, а также для создания научной инфраструктуры в регионах).

Этот набор методов адресован частному бизнесу и носит универсальный характер. Применяя их в той или иной последовательности и комбинации, правительства новых индустриальных государств, используя постоянно или временно действующие скидки на суммы средств, вложенных в первую очередь малыми компаниями в исследования и разработки, добиваются желаемого результата – роста производства, компенсирующего потери бюджета от недобора налогов.

Кроме налоговых льгот для малых предприятий важны система информационного обеспечения; возможность получить доступ к информационным базам для поиска нужного продукта; пакет услуг технологического аудита и маркетинга, начиная от коммерческой оценки технической идеи и кончая созданием опытных образцов, исследованиями рынков сбыта; помощь в покупке и продаже соответствующих лицензий на основной вид продукции и сопутствующие технологии. Большую роль в поддержке малого инновационного предпринимательства может сыграть создание инновационных центров и «инкубаторов фирм», которые уже получили широкое распространение за рубежом.

Инновационные центры оказывают услуги по подбору продукции определенного назначения, обладающей наивысшим техническим уровнем или потребительскими характеристиками; осуществляют так называемый технологический аудит различных разработок. Подобранные инновационными центрами проекты могут быть использованы для улучшения качества производимой продукции, выпуска новых конкурентоспособных изделий. Для соблюдения законных прав патентообладателей, заключения лицензионных договоров и соглашений привлекаются специалисты в области охраны промышленной собственности. Инновационные центры могут также оказывать малым предприятиям такие услуги, как оценка идеи с точки зрения ее эффективности при коммерциализации, потенциального рыночного и технического риска; разработки бизнес-плана; помощи в поиске и привлечении венчурного капитала; организации опытного производства.

Учитывая большую степень неопределенности результата и риска инновационной деятельности, важное значение придают созданию «инкубаторов фирм». Они специализируются на оказании вновь создаваемым фирмам целого комплекса льгот и услуг с целью снижения объемов требуемых первоначальных капиталов обычно на срок от 3-х до 5-ти лет. В их числе льготы на оплату помещений, проведение бухгалтерских и расчетных работ; помощь в технической проработке проекта, организации рекламных услуг, продвижении продукции, подготовке руководителей и специалистов компании. Только после такого «инкубационного» облегченного периода существования фирма пускается в самостоятельное плавание.

Подобные инновационные центры и фирмы создаются в системе Минпромнауки России и пока еще только приступают к активной деятельности. Предприняты попытки создания отдельных венчурных фондов и компаний. В настоящее время существует не более двух – трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации высоких технологий, причем реально действующими являются лишь единицы. Все эти компании базируются в Москве.

За рубежом, практически во всех развитых индустриальных странах, есть система государственного стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования. Поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий занимается Ассоциация содействия развитию промышленности (APRODI), созданная при Министерстве промышленности и торговли Франции. Специальное акционерное общество SOFARIS (Societe Francaise de Garantie des Petits et Moyennes Enterprises), включающее 12 региональных агентств и коммерческие банки, располагая капиталом почти в 2 млрд франков, оказывает помощь малым предприятиям по линии модернизации оборудования и международной кооперации, а также имеет специальный фонд для кредитования их исследовательских проектов, разработок новых продуктов и выведения их на рынок. Во Франции существует также региональная сеть внедренческих центров и организаций, трансфертных центров по передаче технологий и фирм типа упоминавшихся «инкубаторов» технологий.

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности. За годы реформ, благодаря продуманной государственной политике, Китай осуществил чрезвычайно быстрый переход от общества консервативного промышленного уклада к обществу высокой науки и технологий.

Однако, несмотря на достаточно обширный положительный зарубежный опыт, целостная система поддержки российского малого бизнеса пока фактически отсутствует. В настоящее время достаточно полезной для информационного обеспечения малых предприятий может оказаться деятельность Роспатента. Как известно, патенты содержат сведения не только о существе высокотехнологичных пионерных изобретений, но и об их владельцах, о фирмах-соперниках на рынке аналогичных товаров; о странах, лидирующих в определенной предметной области и поэтому рассматриваются во всем мире как источник не только технической, но и важнейшей предпринимательской информации стратегического значения. На основе уже сложившейся в Роспатенте системы оказания услуг информационного характера, специально для малых предприятий инновационной сферы возможно проведение следующих мероприятий, ориентированных на повышение уровня, качества и конкурентоспособности отечественной продукции:

l обоснование перспективности выбранного направления или объекта производства, научно-технического проекта или программы в случае новых инвестиций в производство;

  • определение технического уровня разрабатываемой и производимой продукции и ее конкурентоспособности на основе патентной информации;
  • подбор изделий и технических объектов для конкретного технического направления или вида производства, удовлетворяющих условиям высокого технического и потребительского уровня;
  • определение патентно-лицензионной ситуации и условий возможного экспорта конкретного вида продукции;
  • проведение стоимостной или оценки коммерческой значимости интеллектуальной собственности для ее учета в составе нематериальных активов фирм и предприятий, а также при заключении контрактов о продаже лицензий, ноу-хау, иной технической документации.

Таким образом, помощь Роспатента может оказаться чрезвычайно полезной в части анализа и отбора для реализации инвестиционных проектов и программ; при создании новых предприятий и производств, а также для сложившихся уже производственных структур, желающих упрочить свое положение на потребительском рынке и производить продукцию, соответствующую мировому уровню. Принятие важнейших решений, касающихся производства и сбыта, в зарубежных фирмах происходит только после экономической конкурентной разведки, проводимой также с использованием патентной информации. Однако весь накопленный в патентном ведомстве опыт по определению наиболее перспективных технологий, их правовой охраны и возможностей использования даже без приобретения лицензий пока остается невостребованным.

Несмотря на то что широкомасштабная деятельность по коммерциализации технологий и поддержке малого инновационного предпринимательства в России ведется явно недостаточно, средства достижения цели известны, а примеры для подражания – перед нашими глазами. Остается только воплотить их в жизнь и надеяться, что малые инвестиционные предприятия смогут играть значительную роль в подъеме российской экономики.

Наталья ОРЛОВА