В отличие от рынка вооружений, рынок технологий более коммерциализован в силу слабой связи с государством и присутствия на нем значительного количества покупателей, особенно в сфере среднего и малого бизнеса, с ориентиром, главным образом, на коммерческие аспекты сделок. Развитые западные страны уже сделали из этого необходимые выводы, сместив акценты на формирование действенного механизма создания и продвижения на рынок высокоэффективных технологий, имеющих в первую очередь двойное назначение. В США активно идет процесс передачи технологий, первоначально предназначенных для решения военных задач, в гражданский сектор экономики, и наоборот. Ведется разработка новых технологий, направленных на расширение возможностей интеграции предприятий малого и среднего бизнеса, налаживание гибких производственных линий для развертывания производства изделий двойного либо гражданского и военного назначения на одной и той же производственной базе.
В 1974 г. в США образован Консорциум федеральных лабораторий с целью содействия внедрению результатов, получаемых НИОКР в федеральных лабораториях. В рамках НАСА в 1989 г. создан Национальный центр передачи технологий. Аналогичные процессы идут и в других развитых странах. Основная их цель – повысить эффективность использования коммерческого потенциала результатов исследований, осуществляемых по заказам оборонных ведомств. Так, в Великобритании за период с 1994 по 1999 г. вдвое увеличен объем коммерческой реализации продукции и технологий, создаваемых по заказам Минобороны.
Рынок технологий двойного назначения достаточно объемный. В настоящее время наиболее активны в их привлечении страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По имеющимся сведениям, начиная с 90-х годов, Япония передала Китаю свыше 90 технологий двойного назначения, включая передовые технологии в области компьютеров, полупроводников, телекоммуникаций, волоконной оптики и других перспективных производственных технологий. Ежегодный объем экспорта двойных технологий из Японии в Китай превышает 150 млн иен. Использование зарубежных технологий является основным направлением развития высокотехнологичного производства новых индустриальных и интенсивно развивающихся стран (Ю.Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Индия, Китай, Индонезия). Так, например, с 1962 по 1992 г. Ю.Корея заключила 9282 соглашения на импорт наукоемких технологий на общую сумму 9,182 млрд долл, что сопоставимо с импортом его обычных вооружений. Ведущими импортерами технологий в эти страны являются США и Япония, на долю которых приходится почти 80% рынка.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что рынок технологий, главным образом двойных, весьма перспективен и достаточно объемен. В отличие от рынка вооружений, на котором присутствует жесткий государственный протекционизм и который в значительной мере поделен, рынок технологий позволяет осуществить эффективную экспансию. В этой связи у России, имеющей высокий научно-технический потенциал, есть все возможности успешного выхода на такой рынок и занятия на нем достойного положения.
По оценкам специалистов Минобороны и Минпромнауки России, доля перспективных для использования в гражданском секторе экономики и на экспорт двойных технологий, создаваемых в рамках оборонных разработок, составляет по программе научно-технического задела около 55%, а по программам разработки и поставок вооружения – 30%. По предварительным оценкам, рыночная стоимость таких технологий может составить до 3 млрд долл. в год.
Вместе с тем, несмотря на устойчивый интерес к созданным в России высоким технологиям со стороны иностранных партнеров, активное участие российских разработчиков и производителей вооружений в международном технологическом обмене пока не может рассматриваться как один из существенных источников инвестиций и пополнения федерального бюджета. Данная ситуация складывается на фоне наличия у нас наряду с отсталостью обширных секторов промышленности исключительно высокого уровня фундаментальных и поисковых исследований, производства наукоемкой продукции, прежде всего в аэрокосмическом секторе оборонного комплекса. Эксперты торговли США в 1992 г. составили список более чем 3 тыс. находящихся в собственности России технологий, по которым США либо отстали, либо вообще ими не располагают.
В число изделий и технологий, привлекших внимание западных специалистов, вошли: ядерный реактор для выработки энергии в космосе; миниатюрный космический двигатель, использующий энергию магнитных полей; мощнейший в мире ракетный двигатель на жидком топливе; высокопрочные жаростойкие сплавы, используемые при производстве ракетных двигателей; композиционные материалы; технологии кристаллизации и очистки белков и прочее. Располагая таким потенциалом, Россия способна стать одним из ведущих экспортеров ракетно-космических, материаловедческих и других технологий, поставщиком наукоемких товаров и услуг.
Одной из основных причин нереализованности такого потенциала, по нашей оценке, является низкая конкурентоспособность российских предприятий на международном рынке высоких технологий с точки зрения их умения использовать предоставленные законодательством об интеллектуальной собственности возможности для ограничения своим конкурентам доступа к передовым техническим решениям. Отсутствие взвешенной патентно-лицензионной политики часто приводит или к раскрытию технологии на ранней стадии сотрудничества, или к низкой финансово-экономической эффективности заключаемых контрактов из-за неумения подготовить технологии к коммерциализации по принятым в индустриально развитых странах стандартам.
По оценке экспертов, для того чтобы технология была в кратчайшие сроки востребована на рынке, необходимо уже в первоначальном коммерческом предложении четко дать понять потенциальному покупателю, в чем состоят так называемые «существенные отличия» товара от имеющихся мировых аналогов. Для подготовки квалифицированного ответа на данный вопрос в мировой практике используется процедура патентного поиска, предусматривающая сравнительный анализ предполагаемого для коммерциализации технического решения с существующими аналогами в пяти странах-производителях наукоемкой промышленной продукции. Без проведения этой работы не представляется возможным четкое понимание того, что, собственно, составляет «ноу-хау» предлагаемой продукции и, следовательно, отсутствует конкурентоспособная стратегия технологического обмена, обеспечивающая одновременно как защиту от недобросовестной конкуренции, так и приемлемую финансово-экономическую эффективность проекта.
Необходимо отметить, что особую остроту данная проблема приобрела с появлением в последнее время большого числа заявлений от предприятий-разработчиков и производителей вооружений на получение права самостоятельного участия в военно-техническом сотрудничестве, а также с расширением научно-технического сотрудничества в области двойных технологий. Однако анализ показывает, что из-за отсутствия необходимых специалистов данные организации не в состоянии обеспечить правовую защиту исключительных прав на передаваемые ими результаты научно-технической деятельности.
Отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, регламентирующей действия юридических и физических лиц в части коммерциализации двойных технологий, создает предпосылки к тому, что оборонные предприятия практически полностью уклоняются от исполнения регламента охраны интеллектуальной собственности, созданной в процессе выполнения оборонного заказа. Проведенная совместно с ФГУП «Рособоронэкспорт» и РАКА выборочная проверка показала, что только 10% впервые предлагаемых к экспорту вооружений имеют зарубежные патенты на отдельные элементы. Такое же положение сложилось и с российскими научными разработками, по тематике которых разрешено проведение совместных НИР и ОКР с иностранными фирмами.
Изучение такого состояния дел с патентной защитой объектов интеллектуальной собственности на ряде предприятий, претендующих на право военно-технического сотрудничества показывает, что в настоящее время у них имеются только охранные документы бывшего СССР и России (авторские свидетельства, патенты). При этом большинство из них являются закрытыми (секретными) и (или) с окончившимся сроком действия. Данные охранные документы не обеспечивают защиту научно-технических достижений в какой-либо стране кроме России, а секретные свидетельства не решают даже этой задачи.
Кроме того, существующая практика подачи заявок на авторские свидетельства и патенты только Российской Федерации, без своевременного оформления международных или конвенционных заявок, делает это невозможным после получения соответствующих российских охранных документов. В итоге российская наука не только не получает заметных финансовых вливаний, но и теряет право распоряжаться созданной ею интеллектуальной собственностью. Эта тенденция особенно опасна, поскольку затрагивает сферу военного производства.
Нельзя не обратить внимание на проявившееся в последнее время необоснованное привлечение, а также использование иностранных технологий в областях, наиболее важных с точки зрения обеспечения национальной безопасности России, в то время как не менее конкурентоспособные российские технологии игнорируются (информатика, связь). Учитывая изложенное и тот факт, что критическое положение с коммерциализацией двойных технологий, а также использование этой деятельности для финансирования разработок базовых технологий, которые будут определять облик систем вооружений следующего поколения, следует всемерно ускорить подготовку и реализацию комплекса мер государственной поддержки в этой области, включающих как формирование необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в этой сфере, так и создание действенного механизма реализации мероприятий по трансферту технологий.
Акцент на развитие технологий двойного назначения позволит нам не только поднять уровень гражданской промышленности, осуществив ее технологическое перевооружение и существенно повысив экспортный, импортозамещающий потенциал, но и при минимальном использовании бюджетных средств создать научно-технический задел для следующего поколения ВВТ, а в конечном счете переоснастить российские Вооруженные Силы и подготовить выход российской «оборонки» на международный рынок вооружения с высококонкурентными образцами вооружения.
Технология как товар довольно специфична: с одной стороны ее основой является научно-техническое достижение или заложенные в нее знания, с другой – технология должна обладать стандартными потребительскими свойствами. Можно сказать, что научно-техническое достижение должно быть доведено до уровня товара, чтобы стать технологией. Причем, как правило, вторая компонента в финансовом плане более объемна, хотя первая определяет весь «интеллект» технологии. Передача интеллектуальной или инновационной части технологии позволяет определить суть и для доведения ее до производственного применения необходима уже менее «квалифицированная» работа, но более серьезные инвестиции. Такая специфика технологии при ее продвижении на рынок требует эффективного управления, в том числе государственного.
Необходимость государственной поддержки и управления трансфертом технологий, в первую очередь технологий двойного назначения, особенно важна для условий России на настоящем этапе. Созданная за предыдущие годы научно-техническая и технологическая база, причем, как правило, в государственном секторе экономики, попав в условия начинающегося рынка, используется крайне неэффективно. Многие научно-исследовательские организации, особенно академические, имея высочайший научно-технический потенциал и получая разработки мирового уровня, не в состоянии довести их до уровня полноценной технологии и потому предлагают на рынок практически «полуфабрикат». Соответственно и стоимость такого товара тоже низкая. Кроме того, разрозненные действия наших научных учреждений по заключению контрактов с инозаказчиками, недостаточная их правовая подготовка позволяют зарубежным партнерам навязывать свои, невыгодные для нас условия, в первую очередь, в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и финансовой стороны контрактов. Это связано и с проблемой обеспечения технологической безопасности.
Наметились тенденции бесконтрольной, «дикой», зачастую не приносящей заметной экономической выгоды государству, утечки новейших технологий и «ноу-хау» за рубеж. Особенно это касается «ноу-хау», передача которых в подавляющем большинстве случаев осуществляется по ценам значительно ниже мировых, а зачастую, и вообще бесплатно.
Сравнительный анализ стоимости научно-технической продукции, производимой в развитых западных странах, в секторе «оборонных или двойных технологий», и цен на контракты, заключаемые зарубежными заказчиками с российскими партнерами показывает их «удешевление» в 5 и даже 15 раз. Объясняется это, главным образом, практически полным неучетом накопленного научно-технического и технологического потенциала, использования уникальной, дорогостоящей экспериментальной базы.
Изложенные соображения позволяют сделать вывод о необходимости выделения проблем, связанных с расширением сферы экспорта технологий, создания совместных предприятий и коммерциализации двойных технологий, в самостоятельный круг и передачи их специально созданной государственной структуре, которая, с одной стороны, не была бы бременем для федерального бюджета, а с другой – способствовала продвижению отечественных технологий за рубеж при безусловном соблюдении государственных интересов и созданию источников внебюджетной поддержки военно-ориентированных технологий. При этом обеспечиваются расширение отечественного высокотехнологического производства, увеличение налогооблагаемой базы и, как результат, дополнительные поступления в государственный бюджет.
В число приоритетных задач такой структуры должны входить: инвестиционная поддержка технологических разработок двойного назначения; продвижение их на внешний рынок; содействие интеграции оборонных и гражданских секторов промышленности на базе внедрения в производство двойных технологий; привлечение в оборонный промышленный комплекс передовых зарубежных технологий двойного назначения; обеспечение трансферта передовых технологий из гражданского сектора экономики в военный.
Александр Рахманов, заместитель начальника Управления начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации по исследованиям, доктор технических наук, профессор
Василий Буренок,
начальник 46 ЦНИИ МО РФ, доктор технических наук, профессор
Александр Глушков,
начальник отдела 46 ЦНИИ МО РФ, кандидат технических наук, старший научный сотрудник |